Зачем государству ДНК подозреваемых и нарушителей КоАП?
Госдума собирается расширить список тех, кто в обязательном порядке должен пройти процедуру забора биоматериала. Фактически она станет обязательной для всех, кто оказался в том или ином статусе в правоохранительных органах
Читать на полной версииГосдума сегодня должна рассмотреть законопроект, расширяющий перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации. Соответствующие поправки подготовило Министерство внутренних дел.
Если сейчас ДНК-тест проходят только осужденные по «тяжелым» статьям, то в будущем он может стать обязательным не только для всех осужденных, но также для обвиняемых, подозреваемых и для тех, кто получил административный арест — то есть фактически для всех, кто оказался в том или ином статусе в правоохранительных органах. Собирать биоданные будут сотрудники Следственного комитета.
Эта инициатива вызывает много вопросов, отмечает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры», бывший следователь Александр Забейда.
Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры», бывший следователь «Непонятно, почему регистрации должны подлежать лица, вина которых еще не установлена приговором суда, почему это должно распространяться на дела, где ДНК не используется в доказывании, например, в экономических или коррупционных правонарушениях или в административных правонарушениях. Основных вопросов два. Первый: не получится ли, что ДНК-профиль (так же, как и информация о перелетах, телефонных переговорах и геолокации) будет доступен любому желающему за вознаграждение на просторах даркнета? И второй вопрос: целесообразны ли такие инвестиции со стороны государства в текущем моменте или это лишь еще одно направление освоения бюджетных средств под внешне благовидным предлогом?».
В пояснительной записке говорится, что создание геномной базы позволило увеличить раскрываемость преступлений в прошлом году в полтора раза. Чем больше будет база, тем эффективней она станет работать, считают в МВД.
Сейчас собраны генетические профили почти миллиона россиян — это полпроцента от населения страны. За два года планируется довести этот показатель до 3%. В базе окажутся данные пяти с лишним миллионов граждан. Собираемую для таких целей информацию хранить несложно — ее объем относительно невелик, говорит директор медико-генетического центра «Генотек» Валерий Ильинский.
Валерий Ильинский директор медико-генетического центра «Генотек» «У человека берется мазок с внутренней поверхности щеки или кровь, делается генетический анализ, и результат этого генетического анализа с цифровыми данными на этого человека хранятся в базе. Если мы говорим о той технологии, которая используется в России, то стоимость небольшая: около тысячи рублей на человека. Если говорить о размерах базы и сложности хранения, то объем данных небольшой. Потому что собирается только информация, необходимая для идентификации личности. В таких тестах не исследуется ни происхождение человека, ни риски развития у него заболеваний. Сохраняется только небольшой участок генома, который необходим для идентификации личности в случае повторного совершения преступления».
В прошлом году в МВД оценивали бюджет проекта в 8 млрд рублей. Валерий Ильинский считает эту сумму обоснованной, потому что много денег потребуется не на сбор и хранение, а на строительство дата-центров. В западных странах есть открытые геномные базы, которые активно использует полиция. Люди обращаются туда, чтобы, например, узнать о своем происхождении.