Председатель Общественной палаты Башкирии рассказал о провокационном клипе с Моргенштерном
Трек назвали ответом Юрию Дудю, который в недавнем интервью упрекнул Моргенштерна в сотрудничестве с властями. Весь клип представляет собой пародию на стереотипы о чиновниках, которые чемоданами дают взятки, с утра напиваются на работе и держат в секретарях моделей
Читать на полной версииОбновлено в 19:47
Председатель совета директоров АО «Башинформ», глава Общественной палаты Башкирии Ростислав Мурзагулов выпустил клип на новый трек «Моргенштерн» совместно с известным рэпером.
Идею клипа, можно сказать, подсказал Юрий Дудь в интервью с Моргенштерном. По сюжету Алишер Моргенштерн звонит Ростиславу Мурзагулову со словами: «Алло, Слава, что там с дедом?» Это отсылка к подозрению журналиста в том, что власти Башкирии закрыли глаза на эвтаназию деда Моргенштерна в обмен на лояльность рэпера. Кроме того, Дудь обвинил Мурзагулова в том, что он со стороны республиканских властей влияет на артиста.
В клипе показаны сложившиеся стереотипы о работе чиновника: Мурзагулов чемоданами дает взятки, домогается подчиненной, играет в карты на деньги и орет на подчиненных. Заканчивается клип неожиданно: главный герой, который устал от политики и бесконечных совещаний, «пытается быть хоть в чем-то звездным» и всерьез задумывается о карьере артиста — «как Моргенштерн».
По словам самого Мурзагулова, в треке он хочет показать, как чиновник собирается бороться с коррупцией, и доказать, что не все люди во власти «плохие». Business FM поговорила с Ростиславом Мурзагуловым о реакции его коллег, возможных санкциях за мат и работу с рэпером.
— Нам с Моргенштерном пришла идея ответить Дудю в таком формате, потому что, на самом деле, постановка вопроса Дудем меня и вообще многих здравомыслящих людей просто удивила. Там звучало это так, что если ты действительно дружишь с тем, кто имеет какое-то отношение к государству, к власти, то ты нехороший человек. Я просто не понял, с чем это связано, и поэтому решил посмеяться над стереотипами о чиновниках. То есть если послушать Дудя и поверить ему, то получается, что все они такие негодяи, что им даже руки подать нельзя. Я и постебался над тем, что как будто бы есть такие люди, которые ходят с чемоданами взяток и откатов, всех лапают, всех обворовывают, орут и так далее. Поэтому мы с друзьями просто на iPhone сняли это видео. Алишер потом наговорил поверх свои шутки. Получилось, мне кажется, довольно забавно. Пусть кто-то задумается о том, что не совсем правильно людей делить на черных и белых. Судиться с Дудем было бы глупостью с моей стороны. Какой привет, такой и ответ. Он поставил вопрос так, и ему ответили в точно такой же абсурдной манере, доведя все до гротеска. Мне кажется, так более доходчиво, чем через какие-то суды. Коллеги все реагируют одинаково, все смеются и говорят, что это прикольно. Пообсуждали, посмеялись.
— Учитывая, что вы глава Общественной палаты, грозят ли вам за это какие-то санкции?
— Общественная палата и должна вскрывать все нарывы, которые присутствуют в обществе. Поэтому мы смеемся над тем, что есть коррупция, есть нехорошие люди в кабинетах власти. С другой стороны, есть люди, которые стереотипами мыслят о любом чиновнике, что тоже неправильно. Поэтому мы все это и поднимаем на обсуждение. Ничего плохого мы не сделали. Если коллеги решат избрать другого председателя, то это их право. Но мне почему-то так не кажется. В основном они относятся к этому совершенно адекватно, они понимают, что я высмеиваю некие стереотипы. Я преподаю в двух университетах, и мне сегодня несколько десятков моих студентов написали, что я молодец, что я обращаю их интерес к власти и показываю, что они могут быть нормальными людьми. Поэтому я ориентируюсь на мнение таких людей. Те, кто имеет отношение к государству, к каким-то органам, например к Общественной палате, как я в данном случае, не должны быть бронзовыми истуканами, они должны быть нормальными. Если кто-то слушает такой жанр и поет в нем, то почему к таким людям не постучаться таким образом? Это тоже, мне кажется, вполне нормальное явление.
22-летний Алишер Моргенштерн — участник списка Forbes «40 до 40», заработавший, по данным журнала, 1,5 млн долларов, «Музыкант года» по версии GQ и «Женщина года» по мнению журнала Moda Tropical.
Тем временем стало известно, что прокуратура требует запретить трек Моргенштерна «Я съел деда». Проверившие песню эксперты сослались на некорректность ее названия. Других причин, почему трек нужно запретить, в иске не указано. Лирический герой в треке рассказывает, как он съел деда и что для него это не было проблемой.
Соответствующий иск поступил в Колпинский райсуд Санкт-Петербурга. Дело было принято к производству. О перспективах иска рассуждает юрист Алексей Русакомский.
Алексей Русакомский юрист «Есть признаки произведения, противоречащего традиционным устоям общества прежде всего. В этом смысле это нарушает права неопределенного круга лиц. Безусловно, это стихи, и стихи до известной степени талантливые, но содержательная их часть крайне деструктивна. Это может негативно влиять на детей с некрепкой психикой. В этой песне можно расценить слова как призыв к каннибализму, как призыв к убийству. Плюс там есть просто мат. Я не сторонник публичного исполнения каких-либо произведений, содержащих в себе мат и призывы к убийству. Мы не видели исковых заявлений от прокуратуры, которые поступили в суд, и не имеем точных сведений, на какие нормы права они ссылаются, но мне кажется, что достаточно общих норм права, чтобы предотвратить распространение подобных стихов среди подростков прежде всего. Как юрист я думаю, что перспектива у такого искового заявления есть».
Кроме трека Моргенштерна прокуратура Петербурга требует запретить некоторые японские мультфильмы-аниме. В список неугодных произведений попали «Тетрадь смерти», «Межвидовые рецензенты», «Токийский террор» и «Эльфийская песнь». В центре сюжета этих фильмов — бордели с представительницами мифических рас, террористический акт в Токио и раса мутантов со сверхспособностями.
Business FM спросила япониста, основателя и главного редактора проекта «Мангалекторий» Юлию Магеру, действительно ли в этих аниме можно усмотреть запрещенный контент.
Юлия Магера японист, основатель и главный редактор проекта «Мангалекторий» «Существует огромное количество жанров в самом аниме и в самой манге. И существует разная возвратная категория для этих произведений. Что касается, в частности, «Тетради смерти», сама история из себя ничего ужасного не представляет: студент случайно находит тетрадь, в которую можно записывать имена людей, и через какое-то время они умирают. Поначалу он движим благородными целями и пытается избавить страну от преступников, записывает туда их имена. Но потом он, конечно, понимает свою силу и начинает ее использовать в личных целях. По сути, он превращается в злодея. Он показан в конце произведения уже как отрицательный персонаж. На самом деле, это нравоучительное произведение. Что касается других произведений, да, там есть жестокость, но, опять же, надо смотреть на саму историю, о чем она, как она подана. Очень много и в кинематографе есть жестоких сцен, и в других произведениях культуры. Тут нельзя так однозначно, потому что мы что-то увидели неприятное, не разобрали, для чего, для каких целей показано».
Если иски прокуратуры удовлетворят, ссылки на аниме и трек Моргенштерна будет блокировать Роспотребнадзор.