В России появился реестр вакцинированных от коронавируса
По данным Минздрава, в нем уже отмечены 28,5 тысячи человек. Ранее в Центре Гамалеи говорили, что только «Спутником V» привиты около 150 тысяч россиян. Почему не стоит искать в этом противоречий и что может быть дальше с подобными реестрами?
Читать на полной версииТеперь официально. Вакцинация стартовала во всех регионах страны. Первой была Москва — прививочные пункты в столице открылись 5 декабря. И вот, по данным министра здравоохранения Михаила Мурашко, с тех пор по стране успели вакцинироваться 28,5 тысячи человек.
В их число, скорее всего, не входят участники испытаний препарата, ведь среди них есть те, кто получал плацебо. А речь именно о реестре вакцинированных. Некоторых наблюдателей слегка удивляют такие темпы с учетом не очень высокого уровня доверия россиян к новой вакцине от ковида. Но, например, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко не удивлен.
Николай Прохоренко первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением «За несколько дней могло быть вакцинировано и больше, потому что делают во многих местах. У нас все-таки миллионы людей вакцинируются ежегодно от гриппа. Они тоже вакцинируются, может быть, десятками тысяч в день. То есть в этом плане ничего такого удивительного нет».
Вопросы скорее вызывает другое. Если в реестре вакцинированных 28,5 тысячи россиян, как понимать заявление главы Центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга о том, что по состоянию на 10 декабря только препаратом «Спутник V» уже были привиты около 150 тысяч наших сограждан? И тем более слова все того же министра Мурашко о том, что 2 декабря вакцинированных у нас было уже более 100 тысяч.
Судя по всему, в реестр попали именно те, кто пришел в прививочные пункты после их официального открытия. А врачи, учителя, военные и представители некоторых других профессий и социальных групп — просто привиты. Привиты же мэр Сергей Собянин, министр Сергей Шойгу и вице-премьер Марат Хуснуллин. И сделано это было еще в августе-сентябре. И вряд ли они были привиты как участники испытаний с возможностью получения плацебо.
Так что с учетом того, что долгое время производством «Спутника V» занимался только Центр Гамалеи, их цифры, наверное, ближе всего к реальности. Им проще посчитать, грубо говоря, по стреляным гильзам. А уж кто в какой реестр попал или не попал — это другой вопрос. Хотя тоже важный и интересный.
В мире не утихают разговоры о возможности введения так называемых иммунных паспортов. Для их создания как раз пригодились бы реестр вакцинированных и реестр заболевших. Такие паспорта, возможно, позволили бы людям с иммунитетом к ковиду ходить в рестораны, летать по разным странам и так далее. Это сильно бы помогло экономике и явно ускорило бы процесс вакцинации. Но иммунные паспорта — это вещь, очень далекая от реальности, с сожалением констатирует профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Первая причина заключается в том, что иммунный паспорт — это будет апартеид в лучших традициях Южной Африки. Вы не можете разделить людей по физиологическому принципу и не нарваться на гражданскую войну. С инженерной точки зрения — все еще хуже. Нет ни одного объективного параметра совместить ваш паспорт с вашим телом. Если паспорт сделают по факту вакцинации и будут заносить в блокчейн, то люди будут хакать блокчейн. Если паспорт будут делать по флуоресцентной татуировке у вас на плече, люди будут хакать флуоресцентную татуировку, и это все будет продаваться по 50 долларов на черных рынках Москвы, Одессы, Брюсселя и Гибралтара».
Другие эксперты, опрошенные Business FM, говорят о том же самом, но без всякого сожаления. Хотя бы потому, что у любого паспорта есть срок действия. А ученые до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу: сколько же у человека держится иммунитет к коронавирусу? Как у переболевшего, так и у привитого. А на какой срок тогда выдавать иммунный паспорт?