Родственница постояльца сгоревшего дома престарелых в Башкирии рассказала об условиях проживания и о директоре
Замглавы Абзелиловского района, где произошел пожар, в комментарии для Business FM отметил, что проживание в учреждении было предусмотрено по уставу, а законность деятельности сейчас определяют следственные органы
Читать на полной версииОбновлено в 15:42
Деревянное здание Дома милосердия в селе Ишбулдино вспыхнуло около трех часов ночи, когда пожарные прибыли на место через 20 минут, здание уже было охвачено огнем. Погибли 11 постояльцев.
Здание эксплуатировалось как частное строение. Дом милосердия открылся всего два года назад. У него не было лицензии на оказание услуг с круглосуточным проживанием людей, то есть ночью постояльцев там быть не должно. В местном Минсоцзащиты заявили, что не знали о существовании пансионата. Регулярные проверки пожарной безопасности там не проводились.
Уже установлена владелец пансионата — это жительница соседнего поселка Расима Махиянова. Ее задержала полиция, проходит допрос.
Business FM побеседовала с Русланом Халиловым, замглавой Абзелиловского района, где находится деревня Ишбулдино.
— Учреждение это предоставляет услуги социального обслуживания, это автономная некоммерческая организация, код ОКВЭД у них соответствует услугам, которые предоставляются. Постояльцы оплачивали пребывание в размере 70%, компания, которая оказывала эти услуги, частная, лицензированная. Устав у нее в наличии. По уставу проживание предусмотрено, законность деятельности сейчас определяют следственные органы и прокуратура. Правовая оценка будет дана чуть позже.
— По уставу у них есть постоянное пребывание. А по лицензии?
— Сейчас ведется следствие. Когда все документы будут изучены, насколько законно было пребывание постояльцев, будет определять следствие.
— Само здание было в каком состоянии, как там соблюдались нормы пожарной безопасности?
— Здание бревенчатое 1968 года. Назначение — ведение личного подсобного хозяйства, то есть там находиться никакой объект социальный не должен был. Объект не переведен из жилого фонда в другой. Пожарные извещатели там были, они сработали, это позволило спастись части постояльцев и сотрудников. Но, к сожалению, 11 человек выбраться не смогли. На момент прибытия первой добровольной команды, которая находилась в пяти километрах непосредственно от деревни, здание уже было охвачено пламенем. Здание бревенчатое, к прибытию основных пожарных сил и расчетов началось обрушение перекрытий. Добровольная пожарная команда — это сформированная в населенных пунктах команда из числа сотрудников администрации сельского поселения. За рулем первой пожарной машины, которая прибыла на место, был глава администрации сельского поселения.
— Данные по погибшим и сотрудникам разнятся.
— Погибли 11 человек постояльцев. Спаслись трое постояльцев и двое сотрудников. Они сейчас находятся в больнице на осмотре.
— Что говорят о возможных причинах пожара? Можно уже сделать какие-то предварительные выводы?
— Нет, к сожалению, сейчас пожарные работают на месте, дознаватели, Следственный комитет и прокуратура. Пока преждевременно говорить о причинах возгорания.
— Владелец этого учреждения не был там на тот момент?
— Она прибыла, как только узнал о происшедшем. Часов с пяти утра уже была на месте, она проживаем в соседнем поселке, как я понял.
— С ней тоже сейчас следственная работа ведется?
— Да.
Следователи установили личности всех погибших при пожаре. Сообщается, что среди скончавшихся семь мужчин и четыре женщины. МЧС ищет родственников погибших, не у всех есть родные.
При этом сами семьи до сих пор не знают о судьбе своих родных: они не могут связаться ни с руководством, ни со спасателями. Вот что Business FM рассказала родственница одного из постояльцев, Фатима Масалимова. В этом доме милосердия у нее несколько лет назад была мать, сейчас — отчим.
«Так получилось, что и мама, и отчим тяжело заболели, у мамы была тяжелая деменция. Я одна не справлялась. Поменяли трех сиделок. К счастью, в соседней деревне открыли как раз пансионат, это в двух километрах от деревни, где я живу. Отдали туда, мне навещать было удобно. Мама ни разу не попросилась домой, ей там понравилось. Доброжелательные сиделки, хорошее домашнее питание, раз в неделю баня, свои деревенские люди.
Но я видела все трудности работы персонала, были в основном тяжелые пациенты. Я удивлялась стойкости директора Махияновой Расимы Фаршатовны. Она сама круглыми сутками могла оставаться на дежурстве, бралась за любую грязную работу. Привозили разных больных на время, кто-то даже мог не расплатиться, очень сердобольная женщина. Умела успокоить больных, находила общий язык. Но сиделки без конца менялись, не выдерживали, и не все были порядочные. Все это легло на плечи Расимы Фаршатовны.
Последний раз мы переписывались с ней, она жаловалась, что от государства никакой помощи нет, там даже канализация была не доделана. Ходячие больные шли в туалет на улицу.
Летом 2019 года мама скончалась, а отчим был там. Сын со снохой приезжали, кто-то еще. И я с детьми, братом, сестрой ездила к нему. Последний раз были в октябре. Он всегда так радовался. Уже плохо ходил, да и память подводила. Ему исполнилось летом 79 лет. Вот пока ничего не знаем о его судьбе. Мне очень жаль, что так случилось. Я очень благодарна этим людям за то святое дело, которое они делают».
Большинство постояльцев были лежачими, их палаты находились на втором этаже, рассказали местные жители.
Причины пожара устанавливаются. «Возможно, кто-то закурил в постели», — сказали «Интерфаксу» в местной администрации. В качестве версии также рассматривается неисправность проводки.
Даже старое деревянное строение можно было обезопасить для жизни постояльцев, но собственники, скорее всего, сэкономили, считает руководитель компании интегрированных систем безопасности «Альфа-плюс» Сергей Победоносцев.
— Есть большие обязанности собственника. В обязательном порядке должна быть установлена пожарная сигнализация с автоматическим выходом на дежурную пожарную часть. Также необходимо в таких переоборудованных помещениях делать нормальные пути эвакуации, расчищенные, чтобы можно было выкатить каталку с лежащим человеком, носилки вынести.
— Есть ли какое-то ограничение по числу людей, которые могут проживать в таком заведении? Здание девять на восемь метров, двухэтажное, деревянное, старое?
— В среднем считается, что для одного человека нужно порядка 18 квадратных метров. Получается, что там 144 квадратных метра общей площади. Человек десять могли быть, да.
— Нам рассказывали, что на подобных социальных объектах уже лет десять как введен обязательный удаленный цифровой контроль.
— Было настоятельно рекомендовано ввести, но, опять же, мы упираемся в зону ответственности собственника помещения, строения. Экономят на всем.
К частным домам престарелых в России нет жестких требований, при этом из-за востребованности в регионах они открываются повсеместно, рассказывает координатор благотворительного фонда «Старость в радость» Александра Кузьмичева.
— Есть реестр поставщиков социальных услуг, но вхождение в него сугубо добровольное. Более того, правила вхождения региональные, и в некоторых регионах действует правило, что войти в реестр могут только организации, работающие от трех лет. То есть первые три года, например, бизнесмен снял коттедж в любом СНТ, поставил там кровати и дал объявление в интернете, он ничего не нарушает, и никто до обращения в прокуратуру, до того как кто-то пострадал, никакая инстанция не может прийти с проверкой. Не нужна даже медицинская лицензия, достаточно соглашения с организацией, имеющей медицинскую лицензию.
— Сколько при этом должно быть персонала?
— Есть рекомендательный приказ Минтруда, где должно быть не более восьми маломобильных подопечных на одну помощницу по уходу. Но поскольку это все именно рекомендательные нормы, а их соблюдение зависит от региона, то сплошь и рядом случается, что на 30 пожилых людей будет один ухаживающий в смене. Оценка рынка вообще не производится никем, кроме тех игроков этого рынка, которые стараются быть честными и прозрачными.
Глава республики Радий Хабиров поручил местному МЧС проверить все частные дома престарелых в регионе на соответствие требованиям пожарной безопасности.
С 1 января всем зданиям в России, в том числе больницам и ТЦ, присвоят категорию пожарного риска. От этого будет зависеть частота проверок, заявил глава МЧС Евгений Зиничев. По его словам, принципиальное отличие новых правил заключается в том, что категория риска теперь будет присваиваться каждому объекту индивидуально.
Как сообщает РИА Новости, в Совфеде предложили при лицензировании социальных объектов ввести обязательную проверку на противопожарную безопасность. Депутаты Госдумы от ЛДПР внесут в нижнюю палату законопроект об исключении из реестра социальных учреждений за нарушение требований по оказанию услуг.