Квоты, пошлины и компенсации. Кабмин представил меры по стабилизации цен на базовые продукты
Сахар за год подорожал на 71%, масло — на 24%, а мука — на 13%. Какие конкретно меры предлагает правительство и как реагируют производители?
Читать на полной версииОбновлено в 00:17
Во-первых, производители масла, муки и сахара получат господдержку в виде прямых компенсаций затрат на сырье. Во-вторых, с 15 февраля по 30 июня вводятся квоты на экспорт зерновых в размере 17,5 млн тонн. Будет и пошлина на экспорт пшеницы — с ее размером пока не определились. И, возможно, появится пошлина на экспорт подсолнечного масла, если соглашение по ценам не будет выполняться.
Будут меры и по сахару. Сейчас килограмм сахара в рознице стоит около 60 рублей, литр масла — более 120. Задача — снизить стоимость сахара до 46, а масла — до 110 рублей. Комментирует глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.
Мы опросили производителей и муки, и сахара, и масла. Все оказались от решений кабмина не в восторге. А кто-то и прямо заявил, что озвученные меры ситуацию усугубят. Например, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что решение по квотам на экспорт зерна было ожидаемо — разговоры об этом ведутся еще с лета.
Аркадий Злочевский президент Российского зернового союза «Это отразится, опять же, на росте мировых цен, если введем эти пошлины. Только это скажется на конечной продукции, которую мы импортируем, поскольку зерно в фундаменте всего, то мы на импорт тратим денег больше, чем выручаем от экспорта нашей продовольственной продукции. И это нам вернется бумерангом через импорт продовольствия. Загляните на прилавок — стоят там всякие хлопья, они сделаны не из нашего, не из отечественного зерна. Сами хлопья завозятся и фасуются на нашей территории, то есть мы, подняв мировые цены на это зерно, получим эти хлопья более дорогими у себя на прилавке».
Ассоциация «Русская мука» направила письмо в ФАС, в котором заявила о резком росте цен на пшеницу в этом году — на 30-40%. Причина — в ее массовом экспорте, который может сделать производство муки нерентабельным. Оно и сейчас не особо прибыльно — рентабельность в прошлом году была на уровне 3%. У производителей масла дела не лучше. По словам исполнительного директора Масложирового союза России Михаила Мальцева, бизнес находится между молотом и наковальней, но все равно готовится снижать цены к Новому году.
Михаил Мальцев исполнительный директор Масложирового союза России «У нас снизу сельхозтоваропроизводители, которые получают всю маржу, и в этом году она у них доходит до 300%, сверху у нас сети, которые имеют наценки. Бутылку, которую мы сегодня отгружаем в сети, мы вообще грузим в убыток, потому что у нас сырье выросло больше чем на 100% с начала сезона, а стоимость отгрузки в торговые сети у нас выросла всего на 25%. Надо сказать спасибо Минсельхозу и правительству за введенную экспортную пошлину на подсолнечник, цены на подсолнечник уже развернулись. При этом мы как социально ответственный бизнес делаем шаг на опережение и готовы уже сейчас обеспечить заявленный уровень отпускных цен».
Также правительство получит право регулировать цены в случае их колебаний более чем на 10% в месяц, а не на 30%, как было раньше. Чтобы кабмин, по словам премьера Михаила Мишустина, мог реагировать на рост цен превентивно, а не тогда, когда они уже выросли.
Участники рынка продолжают: реагировать надо точно не тогда, когда цены уже развернулись вниз, как в случае с сахаром. Цена за тонну поднималась до 46 тысяч рублей, сейчас составляет 41-42 тысячи. И даже рост цен на сахар в этом году — это отыгрыш прошлогоднего падения, говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.
Евгений Иванов ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка «Если сравнивать ноябрь этого года с ноябрем прошлого года, да, рост большой. Только все что-то забывают, что год назад цены на сахар просто обвалились, и, по сути, мы просто возвращаемся к тем ценам, которые были. Причина провала цен год назад — грандиозное перепроизводство сахара и необходимость экспортировать излишки. Россия экспортировала рекордный объем — 1,5 млн тонн — сахара при потреблении 6 млн, это просто невероятная цифра. В этом году существенное сокращение производства, цены возвращаются на обычный уровень прошлого. Когда цены падают в два раза, почему-то никто не кричит: а давайте мы спасем конкретную отрасль, на которой упали цены».
Интересно, что на совещании ничего не сказали про регулирование цен напрямую, через ретейлеров. Хотя ранее и Минсельхоз, и Ассоциация компаний розничной торговли говорили, что бизнес к этому готов. АКОРТ и вовсе давал гарантии, что цены снизятся. Пока в кабмине ограничились словами, что все соглашения и с производителями, и с сетями будут достигнуты до конца этой недели.
Сейчас понятно, что меры кабмина носят не окончательный характер, а кое-где и не обязательный. Некоторые пошлины еще неизвестно, будут ли вводиться, а цены на тот же на сахар уже снизились, еще до принятия каких-либо мер. Рынок начал регулировать сам себя, отмечает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «У многих розничных сетей в договорах с поставщиками прописаны механизмы, алгоритмы и значения, на которые цены могут быть скорректированы в течение определенных периодов времени. Сейчас участники рынка показали готовность реагировать на пожелания, которые были озвучены, и я думаю, что уровень цен останется в том диапазоне, который является приемлемым в плане не превышения верхней границы. Я думаю, не стоит ожидать роста этих социально значимых категорий в ближайшее время».
Как заявили в кабмине, все окончательные соглашения и с производителями, и с сетями будут достигнуты до конца этой недели.