Ошибки в журнале хосписа «Дом с маяком» обошлись в 200 тысяч рублей
Медучреждение оштрафовали за нарушение правил учета наркотических средств, которые используются в том числе для онкологических больных. По словам медиков и благотворителей, при существующей системе будут ошибки, а суды будут продолжать штамповать штрафы
Читать на полной версииЗюзинский суд Москвы оштрафовал на 200 тысяч рублей детский хоспис «Дом с маяком» за нарушение правил учета оборота наркотических средств. Организация намерена подать апелляцию. По мнению и врачей, и благотворителей, существующую систему контроля нужно реформировать или хотя бы упростить, чтобы врачи могли лечить, а не тонули в бумажной работе.
Сотрудники столичного наркоконтроля пришли в хоспис с проверкой 27 октября после жалобы некого гражданина, в которой утверждалось, что работники организации якобы некорректно, избыточно назначают наркотические препараты пациентам.
Лекарства для Коли
По словам соучредителя благотворительного фонда «Дом с маяком» Лидии Мониавы, претензии заявителя касались ее подопечного, двенадцатилетнего мальчика Коли, которого она взяла в семью из интерната для детей-инвалидов.
«Когда полиция пришла к нам, они сказали, что получили жалобу о том, что для него выписывается слишком много лекарств. Текст самой жалобы я сегодня в первый раз только на суде услышала», — рассказала она Business FM. Как отметила Монива, недоброжелатель не знал, что Коля не получает от хосписа никаких препаратов — ему их выписывает бесплатно Минздрав.
Мониава подчеркнула, что не стала бы воспринимать это всерьез — «мало ли, какие дураки написали», если бы за этим не последовало возбуждение административного дела. Его завели по ч.1 статьи 6.16 КоАП («нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета и реализации»). Она грозит юрлицам штрафом в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей либо приостановлением работы организации на срок до 90 суток.
Жизнь за счет пожертвований
Хоспис был создан в 2013 году. Он находится в Москве на Долгоруковской улице, в здании бывшей школы. Хоспис существует преимущественно на пожертвования граждан. Лишь на 20% процентов он живет за счет грантов и субсидии от государства, а 80% денег — благотворительные пожертвования. Если уплатить штраф за счет средств жертвователя, это неэтично, а если за счет гранта, общественников может ждать еще одно, но уже уголовное дело — за растрату госсредств. Перспектива приостановить на три месяца деятельность учреждения, в котором оказывают паллиативную помощь 750 тяжелобольным детям, из которых 150 находятся на аппаратах ИВЛ, также пугала.
Проверка полиции не выявила серьезных нареканий. Она констатировала лишь нарушение правил ведения и хранения медицинских журналов, в которых учитываются наркосодержащие лекарства. В частности, данные об их расходовании не были вовремя занесены в книгу, в журнале были исправления, а сам журнал хранился не в сейфе. Кроме того, одна из медсестер выдала таблетки феназепама, хотя не имела на это полномочий, а лица, ответственные за отпуск таких препаратов, назначены не были, следовало из материалов, озвученных в суде.
Рассмотрение административного дела прошло без журналистов в связи с тем, что из-за пандемии в суд пускают только участников процесса. По словам главврача хосписа Григория Климова, организация признала, что совершила правонарушение. «Претензии [полиции] имели под собой основания. Мы нарушили правила оформления операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ, вовремя не внесли в журналы необходимые данные о расходовании препаратов», — сказал он. Медик объяснил это тем, что организация начала работать с такими веществами лишь недавно, в конце сентября 2020 года, тогда как существующая система документооборота в этой сфере очень сложная. «Мы эти ошибки признали, исправили, но полиция направила все же дело на рассмотрение в суд», — сказал он.
Несовершенство учета
Климов привел данные судебной статистики, согласно которой многие организации, работающие в системе Минздрава, в том числе государственные, нередко штрафуют по статье о нарушении правил оборота наркотических средств и их учета. Среди них Больница имени Юдина и Центр трансплантологии. Московский эндокринный завод, который занимается распределением всех наркотических медицинских препаратов, также привлекался к административной ответственности за нарушение процедур, сказал Климов. Это, на его взгляд, свидетельствует о необходимости изменений, «чтобы врачей и медсестер не судили за то, что они не в ту строчку внесли данные».
С ним согласна и Лидия Мониава. По ее мнению, контроль деятельности медицинских учреждений со стороны полицийских избыточен, и было бы логично передать проверку заполнения тех же журналов комиссиям департамента здравоохранения, Роздравнадзору — профессиональной, а не полицейской службе. «В этом случае было бы меньше страха для медиков. Также хорошо было бы, чтобы мера ответственности за ошибки в журналах была более соразмерной, — сказала она Business FM. — Получить штраф в 200 тысяч за то, что ты не проставил нумерацию строчек, это неадекватно содеянному».
Она полагает, что у нынешней системы учета наркосодержащих препаратов довольно много изъянов, она построена так, что существует большой риск ошибиться из-за человеческого фактора. «То есть, например, медсестре нужно ввести препарат больному ребенку, — привела она пример. — Логично, что ты берешь из сейфа препарат и его нужно скорее вводить. Но нет, ты должен сесть, оформить накладную, выписать в одном журнале, записать в другом. Естественно, что вначале медики бегут к пациенту. Некоторые могут забыть внести сведения в журнале или могут внести позже».
Мониава считает, что удобнее была бы электронная система оборота накросодержащих препаратов, чтобы штрих-коды можно было сканировать. «В этом случае ошибок было бы меньше. А нынешняя система ручного труда, бесконечных журналов и ошибок приводит к большому количеству дел в отношении медучреждений», — заключила она.
Штраф как способ уберечь от ошибок
Представители медучреждения призвали суд не назначать штраф, апеллируя к тому, что организация существует главным образом на пожертвования. Они просили ограничиться предупреждением, ссылаясь на недавние поправки в КоАП в отношении некоммерческих организаций: если НКО впервые совершило нарушение и оно не повлекло вреда, штраф можно заменить предупреждением.
Однако, выслушав доводы представителей Благотворительного медицинского частного учреждения «Детский хоспис» (именно так юридически называется «Дом с маяком») судья Екатерина Слюзова посчитала необходимым оштрафовать организацию на 200 тысяч рублей. Сделала она это в целях «предотвращения совершения новых правонарушений».
Руководство хосписа намерено обжаловать решение. «Мы, конечно, надеялись на предупреждение, но судья разъяснила, что по этой статье не положено предупреждение», — прокомментировал итог разбирательства Григорий Климов. На его взгляд, «штраф мог бы быть и поменьше», ведь выплачивать его придется из средств, выделяемых на детей, «которые что-то недополучат». Согласно существующей практике, суд имел право назначить меньшую сумму, но не стал, сказал медик.