Глыба, эпоха, строгий и талантливый руководитель, человек с невероятно тонким чувством юмора и ясным умом до последних дней. Руководители музеев называют Ирину Александровну образцом для подражания. На работу, в том числе в последние годы, приезжала без водителя за рулем своего автомобиля. В 2015-м получила новые водительские права. Отдала Пушкинскому 75 лет жизни. Пришла туда в 1945-м научным сотрудником, в 1961-м стала директором и возглавляла музей более полувека. В 2013-м стала его президентом.

Именно благодаря Антоновой советский человек смог увидеть шедевры Лувра, Прадо, музея Метрополитен. Она поражала иностранных коллег несоветским шармом, а в отношениях с советскими чиновниками могла быть весьма убедительной. Так, она уговорила министра культуры Екатерину Фурцеву привезти в Москву «Джоконду» Леонардо да Винчи, рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, которая в юности трижды ходила на «Мону Лизу», отстояв огромные очереди.

Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Она всегда очень ясно и точно говорила. Она могла сказать: «Вы знаете, «Джоконда» возвращается во Францию из Японии. Было бы хорошо, чтобы «Джоконда» оказалась в Москве». Фурцева, которая не очень знала, кто такая Джоконда, она говорит: «Вы уверены, что это будет интересно советскому человеку?» Ирина Александровна говорит: «Очень интересно и ужасно важно». «Джоконда» остановилась в Москве. Она открыла то, что было невозможно, музей частных коллекций. Все всегда задают вопрос: «Откуда был источник ее энергии, ее силы?» Ирина Александровна транслировала силу. Если ты рядом оказывался, ты понимал, что на тебя идет сила. Это была сила культуры. Она была, наверное, последним энциклопедическим ее носителем. Не знания, а культуры. Казалось, что у нее нет возраста. Я у Ирины Александровны научилась на каблуках ходить. Она никогда не сутулилась. Это был человек с идеальной осанкой и высоко поднятой головой».

Сама Антонова говорила, что, может быть, неправильно выбрала свое предназначение: «По характеру мне ближе более динамичная деятельность, чем здесь, в музее». Она была студенткой искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. Позднее этот вуз объединили с МГУ. В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медсестер. Работала в госпитале на Красной Пресне. Дружила со многими художниками, в том числе с Шагалом. В разные годы благодаря Антоновой советские люди смогли увидеть в оригинале Пикассо, Малевича, Кандинского. Она сумела уберечь от возвращения в Германию трофейное золото Трои. Боролась за воссоздание закрытого Сталиным еще в 1940-х музея нового западного искусства.

А в 2007-м СМИ облетело ее фото на мотоцикле с актером Джереми Айронсом во дворике Пушкинского, вспоминает арт-критик, коллекционер Александр Панов.

Александр Панов арт-критик, коллекционер «Ирина Александровна Антонова, директор музея, академик Академии художеств, заслуженный деятель культуры, лауреат Государственной премии, в длинной юбке благополучно взгромоздилась вместе с ним на этот мотоцикл, и они на большой скорости объехали вокруг музея по Волхонке. Она светилась счастьем. А ей тогда уже было где-то около 80 лет. И в этом была вся она. Она из бывшего музея подарков Сталину сделала музей мирового уровня. И он никогда не был тем, что называется страшным словом «совок». Это не был диссидентский музей. Она до последнего времени там не выставляла каких-то конформистов. Хотя появились при ней и выставка Ильи Кабакова, выставка Гриши Брускина. Она была открыта и к тому, что называется «неофициальное искусство», которое со временем уже стало классикой XX века».

Антонова говорила, что, когда она заняла пост президента музея, свободного времени стало еще меньше. Но она по-прежнему ежедневно читала на ночь книги на французском, немецком и итальянском. А еще очень любила театр.