«Черная пятница» каждый день: коронавирус заражает россиян финансовой грамотностью. Комментарий Семена Новопрудского
Пандемия COVID-19 становится для миллионов россиян главной школой финансовой грамотности. Люди учатся жить по средствам, копить при любой возможности, разумно тратить и управлять своими финансами в условиях затяжного личного финансового кризиса мирового масштаба
Читать на полной версииБанк России в своем ежемесячном информационно-аналитическом комментарии за октябрь сделал вывод о возвращении россиян к потреблению, которое было характерно для них во время действия режима самоизоляции весной 2020 года. Оценивая потребительскую активность в первые три недели ноября, ЦБ отмечает, что она падает даже по сравнению с октябрем, когда уже начала сокращаться из-за ухудшения эпидемической обстановки. «В случае введения новых ограничений и перевода сотрудников на удаленную работу потребительский спрос может продолжить снижаться», — констатирует очевидное Банк России.
В чем заключается это самое карантинное потребление? Как и во время весеннего локдауна, россияне увеличивают траты на лекарства и еду, сокращая расходы на непродовольственные товары и услуги. То есть их личный бюджет в буквальном смысле становится бюджетом выживания, а не жизни.
Еще одна черта разумного финансового поведения в условиях затянувшегося стресса, который россияне переживают со всем миром в течение 2020 года, — продолжающийся отток денег со вкладов и переход домохозяйств в наличность. С валютных депозитов они начали забирать деньги еще до пандемии из-за низких ставок и делают это 13 месяцев подряд. Отток средств с рублевых вкладов начался весной. С валютных депозитов россияне забрали за 13 месяцев 15,5 млрд долларов, причем 6,5 млрд из них переложили на текущие счета. Главная задача — чтобы деньги были под рукой.
Фактически россияне во время пандемии пытаются латать дыры в личных бюджетах, экономить (отчасти из-за внешних ограничений: на путешествия, кафе и рестораны сейчас при всем желании трудно потратить столько же, сколь в «мирное время») и искать счастья на фондовом рынке, где есть шанс заработать больше, чем на вкладах.
Генетическая память о режиме экономии, необходимости откладывать на черный день, безусловно, жива в народе. Большинство россиян веками жили в таком режиме. Другое дело, что по крайней мере в начале 2000-х после голодных 1990-х и с 2009-го по 2014 год, когда шло восстановление после мирового кризиса, значительная часть россиян жила в относительном (для себя) потребительском раю. С 2014 года ситуация стала возвращаться в привычное русло. А вот 2020-й стал целой стаей «черных лебедей», которые летят и летят над нашими головами.
«Пока гром не грянет — мужик не перекрестится», «Схватят кота поперек живота — он и замяукает» — в русских пословицах точно отражены наши финансовые нравы. «Черная пятница» с акцентом на слово «черная» теперь каждый день. И конца ей не видно. Для относительно молодых людей, не привыкших жить в режиме экономии, это новое испытание. Для людей постарше — очередное. Но в целом россияне в экономическом плане во время пандемии ведут себя гораздо адекватнее, чем во время обвала рубля в конце 2014 года, когда массово скупали кто крупы (прежде всего почему-то гречку), а кто бытовую технику в промышленных количествах.
Это не значит, что после окончания пандемии расточительность не вернется. Но важный опыт жизни по средствам и понимание, зачем нужны накопления и как важно откладывать деньги даже при небольших доходах, миллионы россиян, несомненно, приобрели.
Другое дело, что для экономики в целом такое сжатие потребительского спроса — скорее зло, чем благо. Да и самим людям и морально, и физически трудно постоянно жить в условиях жесткой экономии. В том числе поэтому после мировых войн и эпидемий в мире часто наблюдался не только экономический, но и потребительский бум. Будем надеяться, что относительно скоро так случится и с нами. Уж слишком затянулся этот черный день.