Иран принимает закон о повышении уровня обогащения урана. Начнет ли Тегеран делать ядерное оружие?
Планку хотят поднять до 20%. Такое обогащение требуется для создания вооружений — бомб и ракет. Насколько серьезны намерения руководства Исламской Республики и какие будут последствия?
Читать на полной версииПарламент Ирана собирается принять закон, который разрешит обогащение урана в военных целях. Это решение стало ответом Тегерана на убийство высокопоставленного ученого-физика Мохсена Фахризаде, которого называют «отцом иранской ядерной бомбы».
Уже в среду, 2 декабря, меджлис (национальный парламент) готов окончательно проголосовать за то, чтобы разрешить на атомных предприятиях обогащение урана до 20%. Сейчас допустимо 3,67%. Это значит, что Иран обогащает уран для мирных целей — для работы энергетических предприятий. Если же говорят о 20%, это значит, что ядерщики начинают работать на оборонку. Такое обогащение требуется для создания вооружений — бомб и ракет.
Ничего угрожающего мировой безопасности за предстоящим решением парламента не стоит, считает руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.
Международное сообщество много лет удерживает Иран от создания ядерного оружия. Жесткие санкции против исламской республики ввели десять лет назад. Пять лет назад США, Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция заключили с Ираном «ядерную сделку», согласно которой санкции смягчаются, а ядерная программа ограничивается. МАГАТЭ постоянно проверяет то, как Иран исполняет требования. Инспекторы имеют право посещать любые ядерные объекты. Пока это условие будет соблюдаться, Тегеран вряд ли сможет приблизиться к созданию ядерного оружия. В этом уверен директор информационных проектов ПИР-центра Андрей Баклинский.
Андрей Баклинский директор информационных проектов ПИР-центра «Дополнительный протокол, который Иран в рамках СВПД временно применяет, позволяет инспекторам агентства получать доступ к любым вещам, которые им интересны на территории Ирана в ядерной сфере, иметь дополнительный допуск на объекты. И в общем, это то, что позволяет МАГАТЭ следить за иранской ядерной программой. Если не будет известно, чем именно Иран занимается, это очень сильно облегчит жизнь людям, которые хотели бы провести какую-то военную операцию, и они смогут сказать: «Мировое сообщество, смотрите, Иран выгнал инспекторов со своих ядерных объектов. Почему он это делает? Он это делает, чтобы делать ядерное оружие, поэтому нам нужно успеть [начать операцию]». Этому давлению будет сложнее противостоять, и на том же Западе найдутся, наверное, многие люди, которые скажут: «Да, наверное, действительно, если выгнал инспекторов, может быть, делает ядерное оружие, мы не можем этого допустить».
Два года назад американский президент Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения. Это позволило Ирану не соблюдать условия сделки и увеличить урановые запасы. Инспекторы МАГАТЭ зафиксировали их превышение в несколько раз. Джо Байден в случае победы на выборах собирается провести скорейшие переговоры с руководством Исламской Республики.
Диалог, как ожидается, будет ожидается сложным. Иран обвиняет американского союзника — Израиль — в том, что тот организовал убийство Фахризаде. И в Тегеране считают, что преступление было совершено не без ведома спецслужб США. В 2010-2012 годах были убиты четверо физиков-ядерщиков. Подозрения тоже пали на Израиль. Но как и тогда, так и сейчас никаких доказательств этому нет.