Жалоба на благотворительный хоспис «Дом с маяком» — уже вторая по счету за этот год. Все началось с того, что соучредитель и директор центра Лида Мониава этой весной взяла под опеку одного из пациентов психоневрологического интерната — мальчика Колю. Обо всем, что с ним происходит, она активно рассказывает в соцсетях. Из-за этого она подверглась травле. Практически под любой фотографией мальчика в Facebook можно найти гневное сообщение с вопросами, например, «Почему у Коли есть няня?», «Зачем ему такая крутая коляска?» или «Зачем катать его на вертолете?»

По первой жалобе, в которой говорилось, что Мониава плохо заботится о ребенке, приходили органы опеки и все проверяли. По итогам — никаких нарушений. Суть второй жалобы в том, что Колю накачивают наркотиками и незаконно распространяют наркотические обезболивающие.

Сотрудники МВД проверили хоспис, пересчитали лекарства, сверили документы. В результате сошлось все, кроме некоторых записей в журналах, сообщила Мониава. Вот что она написала в своем Facebook:

«Действительно, мы допустили неточности в этих журналах. Какие именно ошибки, в каком именно журнале, наверное, нет смысла перечислять. В качестве оправдания могу сказать, что на момент проверки хоспис работал с наркотическими препаратами всего месяц, то есть мы пока только начинаем и учимся, как все это правильно делать. Мы вели великое множество документации по наркотикам, но, как оказалось, не все было правильно. Еще у нас главная сестра, которая всем этим занимается, два месяца тяжело болеет и лежит по больницам. Все недочеты мы поняли, уже исправили и больше, надеюсь, допускать не будем».

По словам главы хосписа, сотрудники МВД, которые проводили проверку, сказали, что они часто находят недочеты в журналах учета наркотических лекарств. Сами же врачи довольно давно знакомы с проблемой, когда из-за не самых значительных погрешностей полиция заводит дело по статье «нарушение оборота наркотиков». Поводом может послужить любая помарка или исправление. Из-за этого многие медики боятся назначать обезболивающие, говорит детский онколог Михаил Ласков:

Михаил Ласков детский онколог«То есть врач или другой медицинский работник, которого разрывают на части, что-то неправильно записал или забыл записать. Бери журналы, читай — и заводи дела. Да, так именно все и устроено. Это старая очень проблема, из-за которой много лет врачи боятся назначать обезболивание, потому что в нашем федеральном законе о наркотических средствах четко написано, что незаконный оборот — это такой оборот наркотических средств, который нарушает законодательство РФ. А дальше нужно соответствовать миллиарду всяческих приказов, которые еще и через день меняются».

Чтобы избежать штрафов, в крупных центрах, где также оказывают паллиативную помощь неизлечимо больным, за учет лекарств отвечают не рядовые медсестры, как в случае «Дома с маяком», а целые службы, говорит заведующий отделением трансфузиологии, заготовки и процессинга стволовых клеток Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева Павел Трахтман.

Павел Трахтман заведующий отделением трансфузиологии, заготовки и процессинга стволовых клеток Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева «Разница очень внушительная. Наркотическая служба в нашем центре, условно, состоит из двух человек, которые отвечают за ведение документации. Лида многим людям не нравится. Я ее лично очень неплохо знаю, мы с ней работали довольно долго вместе в одной клинике. Она замечательный человек, таких раньше святыми называли или блаженными, но она совершенно прекрасный, бескорыстный человек, который всю свою жизнь положил на абсолютно страшное и неблагодарное дело — помощь неизлечимо больным людям. Но не всем это нравится, не всем нравится ее гражданская позиция, многие люди хотят подгадить. Жаль, что не нашли другого места для поиска незаконного распространения наркотиков, кроме хосписа».

По делу о нарушении порядка оборота наркотиков предусмотрен штраф от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или приостановка работы на три месяца. Поскольку «Дом с маяком» — это частная благотворительная организация, штраф придется вылачивать из тех денег, что были собраны на помощь детям, говорит Мониава. А с тех пор, как ее начали критиковать еще и за то, что подопечный Коля пошел в обычную школу, количество ежемесячных пожертвований сократилось на 2 млн рублей.

Но есть шанс, что дело закончится предупреждением, говорит председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Если нарушения, которые выявила проверка, носят именно технический характер и это будет подтверждено в том числе записями, представленными материалами, показаниями сотрудников хосписа, я думаю, дело ограничится административной ответственностью, возможно даже предупреждением. Все будет зависеть от взгляда суда на этот вопрос и от предоставленных материалов».

Дело о незаконном обороте наркотиков в детском хосписе обещали взять под контроль в Совете по правам человека. Глава совета Валерий Фадеев заявил, что будет разбираться лично. Сейчас паллиативную помощь хосписа «Дом с маяком» получают 750 детей.