Гостиничный рынок — 2020: изрядно ощипанный, но непобежденный
В отрасли ожидают, что на полное восстановление рынка потребуется до пяти лет. Какие объекты пострадали больше всего, а какие оказались самыми устойчивыми?
Читать на полной версииЕсли все пойдет по более или менее оптимистичному сценарию, снижения до докризисного уровня доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы можно ожидать не ранее середины, а при пессимистичном варианте — не ранее конца 2021 года, считают аналитики столичного сегмента стрит-ретейла. У их коллег из другого сегмента подобные прогнозы вызывают реакцию в диапазоне от грустной усмешки до истерического хохота: а как вам такое — на полное восстановление рынка потребуется до пяти лет? Именно так гостиничные эксперты оценивают последствия того, что натворил в их палестинах уходящий 2020-й с его карантинами, запретами, ограничениями, сокращениями и всем прочим.
Нет, отельеры пытались сражаться: предлагали гостиницы в качестве средств размещения медиков, разрабатывали программы из серии «Стань туристом в собственном городе», убеждали, что уютная гостиница вполне может стать для многих не менее уютным коворкингом, настойчиво добивались от государства льгот и субсидий. И их вроде бы даже слышали: гостиничный бизнес включили в список наиболее пострадавших отраслей экономики в результате пандемии коронавируса, что, по идее, давало право на отсрочки по арендным платежам, беспроцентные займы, а в Москве даже на госсубсидии (скольким отельерам удалось воспользоваться этими мерами поддержки — разговор особый); правительство продлило программу туристического кешбэка, параллельно смягчив ее условия; в октябре Совет Федерации выступил с инициативой до конца первого квартала 2021 года освободить от уплаты налогов игроков туристического рынка, в число которых Ассоциация туроператоров России попросила включить и гостиницы, а буквально на днях Законодательное собрание Нижегородской области внесло в Госдуму предложение снизить для классифицированных гостиниц ставку НДС с нынешних 20% до 7%.
Авторы инициативы, слова которых приводит «Российская газета», указывают, что в Бельгии для гостиниц действует ставка НДС в 6% при базовой для страны ставке 21%, в Греции — 6,5% (базовая ставка 23%), в Германии — 7% (базовая ставка 19%), во Франции — 10% (базовая ставка 20%), в Венгрии — 18% (базовая ставка 27%). «Пониженная ставка НДС приносит ощутимый экономический эффект указанным странам. В России высокие затраты на налоги и дополнительные платежи заставляют отельеров поднимать стоимость на услуги размещения», — отмечают разработчики документа.
Здорово, конечно, хотя преувеличивать действенность всего этого не стоит: даже сумасшедший всплеск внутреннего туризма, благодаря которому по итогам августа, например, загрузка гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга приблизилась к докризисным показателям, даже сверхудачный высокий сезон, по ходу которого гостиницы Краснодарского края и Крыма с лихвой перекрыли прогнозную заполняемость в 75-80%, не позволят гостиничному сегменту закончить год со щитом. Но все-таки и не на щите, уверена партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова.
— Каким оказался этот год для гостиничного сегмента — чего уж спрашивать. Но если бы вас попросили назвать три ключевых цифры, которые характеризуют положение дел, какие бы это были цифры?
— Первая — антирекорд по загрузке в апреле. За все время наблюдений (то есть с конца 1990-х годов) впервые рынок качественных гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов показал загрузку на уровне 5-10% (снижение до 90% по сравнению с 2019 годом). Вторая: средние цены номеров изменились менее значительно, чем загрузка, — на 20-30%, а люксовые гостиницы даже нарастили цены за счет перераспределения спроса с корпоративного сегмента на индивидуальный. И третья — цифра октября 2020 года: качественные гостиницы Сочи показывают рост доходности на номер на 17%, притом что все направления делового туризма снизили доходность номеров на 30-50%. Пандемия дала толчок развитию внутреннего туризма. Несмотря на остановку деятельности курортов практически до середины июня, высокий туристский сезон прошел по основным направлениям, предлагающим отдых, даже лучше, чем обычно. Рост спроса в третьем квартале 2020 года, по предварительным оценкам, составил до 40% по сравнению с прошлым годом.
— А гостиничным рынкам каких городов было в этом году тяжелее — столичных и вообще крупных, средних, мелких? И почему?
— Конечно, в выигрыше оказались курортные города, пригородные гостиницы, объекты «на природе», поскольку горожане, уставшие от ограничений апреля-мая, поехали отдыхать в июле-августе, как только такая возможность представилась. Многие москвичи и жители других крупных городов отправились в Краснодарский край, как только было объявлено об отпусках в конце апреля. Гостиницы и санатории были закрыты для отдыхающих (с конца апреля до середины июня), но это не остановило желающих провести время самоизоляции с большим комфортом, чем в собственной квартире в городе. Некоторые остались в курортных зонах (Краснодарский и Ставропольский край, Крым — для центральной части России, Сибирь отдыхала на Алтае) работать в удаленном режиме. Соответственно, проживали такие гости как в гостиницах и санаториях (после их открытия), так и в частном секторе (до легального открытия курортов, да и после него тоже). Несмотря на запреты и штрафы, на основных туристических направлениях частный сектор составил мощную конкуренцию гостиницам. Повышенным спросом пользовались коттеджи в аренду — как частные (от Подмосковья и далее), так и в составе загородных гостиниц. Некоторые областные гостиницы были полностью выкуплены организациями под размещение своих сотрудников в период самоизоляции. Городские гостиницы, работающие в основном с деловым спросом, с MICE и командированными, оказались в большей степени под ударом из-за снижения деловой активности и передвижений между регионами. А пакетные продажи были затруднены из-за сложностей с планированием: никто не мог точно сказать, когда начнут летать самолеты и откроются двери отелей. Поэтому в начале лета, да и потом, спрос концентрировался вокруг тех городов и направлений, до которых было комфортно доехать на личном автомобиле. А сегодня городские гостиницы размещают те категории клиентов, которые ранее были для них далеко не главными. В частности, в Москве это сами москвичи — как семьи, так и романтические пары.
— Даже в этом сложном году открывались новые гостиницы. В Москве, например, появился первый в России отель категории «пять звезд» Movenpick на Таганке. Правильно, что открывались? Или просто деваться было некуда, вот и открывались, а по-хорошему делать этого не стоило бы?
— Открытие гостиниц в кризис или сразу после него — это закон инерции. Объект строится не один год, и, когда он готов, нет смысла его держать закрытым. В ходе пандемии было сделано интересное наблюдение: те гостиницы, которые в разгар режима ограничений закрылись, потом сложнее адаптировались к рынку после возобновления деятельности, чем те, которые продолжали работать. Это в том числе было связано с проблемой персонала: в разгар локдауна многие гостиницы сокращали штат, а те, что полностью закрывались, могли потерять наиболее квалифицированных специалистов.
— Когда пандемия утихнет, какие ее последствия отельный сегмент сможет преодолеть быстро, а на борьбу с какими уйдут годы?
— Гостиницы, особенно в городах, смогут восстановить спрос только после оживления межрегиональных деловых связей, в том числе после открытия MICE и прочих массовых мероприятий: выставочной, концертной, фестивальной и тому подобной деятельности. Мы прогнозировали, что MICE-сегмент восстановится осенью 2020 года, тогда гостиницы в городах могли бы прибавить в загрузке в четвертом квартале 2020 года, а более устойчивый рост ожидался бы в феврале-марте. Сейчас можно все эти прогнозы сдвигать как минимум на два квартала. В любом случае на полное восстановление рынка потребуется до пяти лет. Быстрее восстановятся рынки массового отдыха и основные туристские направления (Байкал, Алтай, Карелия и так далее). Но если эти направления не прибавят в уровне обслуживания, то после возобновления нормального передвижения между странами (а может быть, и раньше) они потеряют наиболее платежеспособных и требовательных к качеству продукта туристов.
Как признают многие игроки отрасли, в самом уязвимом положении оказались малые гостиницы и хостелы. «В этом году в Москве из нескольких тысяч хостелов и малых гостиниц уже закрылось около 800, остальные на грани выживания», — цитирует «Российская газета» председателя Лиги малых отелей и хостелов Ольгу Воинову. Весной отели ушли в минус, к августу спрос восстановился, и все ждали отличных осенних и новогодних показателей, но не случилось — и теперь гостиницы снова работают в лучшем случае в ноль.
Похожая ситуация в Санкт-Петербурге, да и, наверное, во всех крупных городах с серьезным туристическим потенциалом. И что тревожит, самым сложным для индустрии руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова называет грядущий период с ноября по март. «По многим бюджетным платежам сейчас действует отсрочка, по выплате кредитов также предусмотрены каникулы до конца года. Многие платежи придутся уже на начало 2021 года», — поясняет эксперт.
Какие отели и почему оказались наиболее устойчивы к агрессивной внешней среде? Как пандемия изменила портрет постояльца гостиниц и самого гостиничного бизнеса? Об этом Business FM побеседовала с президентом компании Becar Asset Management Александром Шараповым.
— Если говорить про ключевые изменения, которые игроки гостиничного рынка отметили в этом году, то каков топ-3 этих изменений?
— Во-первых, больше всего сократился поток туристов старшей возрастной группы. Раньше жители Западной Европы, выйдя на пенсию, всегда много путешествовали. До появления поколения активно путешествующей молодежи — миллениалов и зумеров — именно пенсионеры были основной группой. Но с началом пандемии эти люди полностью перестали путешествовать. Во-вторых, несмотря на то, что свои путешествия сократили все, молодежь выбирает так называемые зеленые коридоры и старается какими-то окольными путями слетать отдохнуть и получить впечатления. И основная масса молодых путешественников продолжает с нетерпением ждать, когда же откроются границы, формируя мощнейший отложенный спрос. По мере того как будет развиваться вакцинация, молодые креативщики все больше и больше будут возвращаться на рынок путешествий, а их доля на нем превысит 50%. И в-третьих, отели, рассчитанные на среднесрочное и долгосрочное проживание, в первую очередь коливинги, показали свою устойчивость во время эпидемии. Пока в традиционных отелях, которые все еще были открыты, заполняемость была на уровне 5-10%, коливинги были заполнены на 80%. Например, в апарт-отеле Vertical на Московском проспекте заполняемость не опускалась ниже 40%. Надеюсь, конечно, что в ближайшие лет пятьдесят новых пандемий не случится, но в целом сегмент среднесрочного и долгосрочного проживания показывает большую надежность и более стабильную доходность.
— В условиях пандемии отельеры чего только ни придумывали, чтобы спасти отрасль. А оказалось ли достаточно усилий государства — могло ли оно сделать что-то дополнительное?
— Как таковой никакой серьезной поддержки отрасли в России не было. С одной стороны, отелям действительно не пришлось принудительно закрываться. Но в то же время турпотока никакого. Похоже на то, что отрасли просто сказали: «Ребята, мы вас не закрыли, выживайте как можете». Есть во всем этом некое лукавство. Для сравнения, в Европе все отели хоть и закрылись, но власти продолжили выплачивать их сотрудникам, как и всем, по 80% заработной платы. У нас такой поддержки не было, поэтому наша отрасль пострадала намного серьезнее. Даже несмотря на то, что в Сочи и Крыму летом все было прекрасно, все же весной, в локдаун, и сейчас, на фоне второй волны, они чувствуют себя сравнительно хуже.
По мнению эксперта, в обеих российских столицах рынок восстановится достаточно быстро: в Москве — как только вернется деловая активность, в Петербурге — как только откроются границы для иностранных туристов. «В целом же быстрее преодолеют последствия пандемии отели, рассчитанные на молодежную аудиторию. Те же отели, которые были заточены под более возрастных туристов, и восстанавливаться будут намного-намного дольше», — считает Александр Шарапов.