«Во всем виновата система финансирования». Почему арестовали экс-замдиректора ФСИН?
Суд арестовал бывшего замдиректора ФСИН генерал-лейтенанта внутренней службы Валерия Максименко. Почему эта должность стала «посадочной»?
Читать на полной версииБасманный суд Москвы заключил в СИЗО на два месяца бывшего замдиректора ФСИН генерал-лейтенанта внутренней службы Валерия Максименко. Отправленный в отставку в марте этого года фигурант обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями при реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие уголовно-исполнительной системы (на 2018-2026 годы)». Ему инкриминируют ущерб на 189 млн рублей. Свою вину Максименко не признал.
Это уже третий руководитель тюремного ведомства, попавший под уголовное преследование. По мнению экспертов, во всем виновата система финансирования, позволяющая допускать злоупотребления на высоких постах.
Несмотря на то что ходатайство об аресте 54-летнего Валерия Максименко поступило в суд еще в 10 часов утра, приступить к его рассмотрению судья Артур Карпов смог только в половине третьего дня. Фигуранта доставили уже в статусе обвиняемого, в руках он сжимал бутылку воды. Накануне Следственный комитет России инкриминировал Максименко часть 3 статьи 285 УК РФ — «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», которая предполагает до десяти лет лишения свободы.
Его адвокат Кадрия Хамзина просила отклонить ходатайство Следственного комитета об аресте, назвав доводы о том, что фигурант, находясь на свободе, может скрыться или помешать расследованию, голословными. Если же суд сочтет невозможным оставить Максименко без меры пресечения, защитник в качестве альтернативы заключения под стражу предложила домашний арест.
По версии следствия, в 2018 году Валерий Максименко незаконно организовал заключение государственных контрактов на строительство и ремонт объектов по федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (на 2018-2026 годы)» между территориальными управлениями ФСИН России и ФГУП «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу» ФСИН России. «При этом строительная организация заведомо не обладала необходимыми производственными и кадровыми ресурсами для их исполнения», — утверждают в СК.
Действия генерала, как считают следователи, привели к тому, что не была исполнена ФЦП на 2018-2019 годы на сумму свыше 2,1 млрд рублей. 14 объектов уголовно-исполнительной системы не были введены в эксплуатацию. Ущерб ФСИН следствие оценило более чем в 189 млн рублей. Он выразился в виде дополнительных затрат на строительство и штрафах за несвоевременное выполнение госконтрактов.
Ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Алексей Мельников, утром 27 ноября навестивший задержанного в изоляторе временного содержания на Петровке, рассказал Business FM, что бывший замдиректора ФСИН на условия содержания не жаловался.
Алексей Мельников член ОНК Москвы «Каких-либо жалоб, обращений по условиям содержания не было. Все как у всех, никаких излишеств. Обычная двухместная камера. Соседа у него не было. На наш взгляд, он был довольно-таки подавлен. Накануне у него было повышение давления, но соответствующие лекарства ему в изоляторе были выданы».
По словам правозащитника, несмотря на внешнее спокойствие, было видно, что для Валерия Максименко происходящее стало неожиданностью. «Он сообщил членам ОНК, что считает себя невиновным», — сказал Мельников.
Максименко не первый тюремный чиновник за последние несколько лет, ставший фигурантом уголовного дела. Золотой медалист Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала Хрулева, он долгие годы занимал руководящие должности в Вооруженных силах России. Имеет второе высшее образование по специальности «юриспруденция». На службу в уголовно-исполнительную систему РФ перешел в ноябре 2012 года. В апреле 2016 года он стал заместителем директора ФСИН, сменив на посту замдиректора ФСИН, экс-банкира Олега Коршунова. Тот стал фигурантом сразу двух уголовных дел.
В июле 2019 года Коршунов получил семь лет заключения за хищение 263 млн рублей при реализации госконтракта по пошиву обуви, а в марте 2020 года был осужден за растрату на сумму около 158 млн рублей, выделенных на закупку сахара и бензина для нужд тюремного ведомства. Последний приговор в силу не вступил, 4 декабря по нему в Мосгорсуде назначена апелляция.
До этого, в 2015 году, ФСИН потряс первый громкий коррупционный скандал: за махинации с производством электронных браслетов был арестован экс-директор ФСИН Александр Реймер. Замоскворецкий суд Москвы в июне 2017 года приговорил его к восьми годам лишения свободы со штрафом в 800 тысяч рублей. В феврале 2020 года Реймер освободился условно-досрочно.
Почему тюремные чиновники столь часто становятся объектами уголовного преследования? Своей точкой зрения с Business FM поделился руководитель Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов.
Кирилл Кабанов руководитель Национального антикоррупционного комитета «Я думаю, проблема в самой системе ФСИН. Там много предпосылок для злоупотреблений. Там, во-первых, очень сложная система контроля, непрозрачная. Во-вторых, существует два источника финансирования. Это большое бюджетное финансирование, там какие-то программы, и второе — это внутреннее финансирование за счет внутренних производств. Соответственно, происходят такие истории, когда сложились такие практики, что когда люди приходят на такие должности, то они приходят за заработком. Это является основной проблемой. Если раньше, в 1990-е годы, финансирование ФСИН было практически на нуле — учреждения сами зарабатывали, часть денег уходила на поддержание «штанов» (содержание контингента), а часть — на обогащение чиновников (так называемым хозяевам), то на сегодняшний день система ФСИН [за счет бюджетного финансирования] остается системой с большой степенью коррупционного риска и злоупотреблений в целом».
По мнению эксперта, преломить ситуацию могло бы изменение системы контроля и самого финансирования. «Пока этого не будет, а также не будет проверок и постоянного мониторинга исполнения бюджетных дисциплин, мы будем получать такие истории», — убежден правозащитник.
Валерий Максименко написал рапорт об отставке через 3,5 года после назначения — в ноябре 2019 года. Незадолго до этого он отказался давать комментарии СМИ о деятельности службы. Перед этим, комментируя пытки в колониях со стороны тюремных начальников и их последующее продвижение по службе, он признался, что после таких новостей «со стыда хочется под землю провалиться». В марте 2020 года глава государства освободил Максименко от занимаемой должности.
Как сообщила Business FM руководитель пресс-службы суда Ирина Софинская, суд не принял просьбу защиты о домашнем аресте, удовлетворив ходатайство Следственного комитета России об аресте Максименко на один месяц и 30 суток, то есть до 25 января 2021 года.
Адвокат обвиняемого Кадрия Хамзина заявила Business FM, что защита обжалует решение об аресте в Мосгорсуде. От дальнейших комментариев она воздержалась.