Алексей Галахов: «Вопрос о том, сходятся ли две параллельные прямые — коронавирус и страхование, возник буквально сразу»
Прежде всего, речь идет о рисках вынужденного простоя бизнеса по причине введения карантина
Читать на полной версииКак на отрасли отразилась пандемия коронавируса? Почему итоги года по этому направлению нельзя подводить вплоть до 24 часов 31 декабря? И есть ли у страховщиков поводы для оптимизма? Об этом рассказал заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» по корпоративному бизнесу Алексей Галахов.
Сегодня мы говорим о состоянии рынка корпоративного страхования. Как сейчас себя чувствует рынок и как на бизнес корпоративного страхования повлияла пандемия коронавируса?
Алексей Галахов: Пандемия коронавируса ни на один рынок явно хорошо не повлияла. Переходя к нашим нюансам, история метеонаблюдений как минимум за пять лет говорит о том, что рынок замер. И это никак не связано с пандемией. Изменения объемов скорее происходят за счет очень крупных единичных договоров.
Какова ситуация с убыточностью корпоративного страхования? Сократилось ли количество убытков на фоне пандемии, были ли в этом году крупные убытки?
Алексей Галахов: Нам меньше повезло, чем нашим коллегам-страховщикам из смежных отраслей. В моторном бизнесе, в розничном, прежде всего. В апреле и мае улицы, как в Москве, так и по всей стране, были практически пусты, люди не выезжали — убытки не заявлялись. Похожая ситуация была и в медицинском страховании. Люди просто боялись ходить в медучреждения. Нам, к сожалению, не повезло в этой части, динамика убыточности находилась на обычном уровне: происходили пожары и другие крупные происшествия, о которых рассказывали средства массовой информации. Например, пожар в крупном торговом центре в Рязани, над которым мы сейчас работаем: собираем документы, занимаемся предварительной оценкой. Другой случай, не менее наглядный, — сход железнодорожного состава во Владимирской области.
Давайте еще немного поговорим о сегментах корпоративного страхования. По вашей оценке, какой сегмент в этом году более или менее выстрелил? Может, где-то был заметен рост?
Алексей Галахов: «Ингосстрах», в целом, вырос по объемам бизнеса. Чуть ухудшились показатели по страхованию ответственности перевозчиков, грузов и всего, что связано со страхованием ответственности выезжающих за рубеж. Пострадало и авиастрахование, потому что авиакомпании провели значительную часть времени на земле, здесь тоже идут пересчеты премий. Однако в остальном — снижения нет, в первую очередь, благодаря большой диверсификации и универсальности компании.
Возникает очевидный вопрос: почему страховщики просто вышли из страхования всего, что связано с коронавирусом? Практика опросов показывает, что как только граждане, даже застрахованные по ДМС, заболевают коронавирусом и оповещают об этом свою страховую, их сразу направляют лечиться у государства — по ОМС. В связи с чем это происходит?
Алексей Галахов: Я бы, наверное, разделил вопросы, касающиеся медицины, и вопросы, посвященные коронавирусу во всех остальных видах страхования. Вопрос о том, сходятся ли эти две параллельные прямые — коронавирус и страхование, возник буквально сразу. И страховщики, конечно же, стали сразу анализировать свои договоры, внимательно перечитывать все условия, правила, исключения. Но позиция оказалась у всех одинаковой: коронавирус не страховался как риск. Прежде всего, мы сейчас говорим о риске вынужденного простоя бизнеса по причине введения карантина. И страховая индустрия, если так можно сказать, не взяла на себя ответственность платить за то, что не было застраховано. Ведь такие события нельзя предвидеть. Это уже наступило, а последствия — катастрофические. Ситуация сопоставима с принятием ответственности за пожар, который уже возник. Невозможно рассчитать тариф. А фактически платить за простой всей экономики — не в силах частных страховых организаций, на это не хватит никаких резервов. Или ставка должна быть 25-30%, но тогда это уже не страхование, это уже игорный бизнес.
Давайте тогда поговорим о результатах. Есть ли те цифры к концу году, которые вы уже готовы озвучивать?
Алексей Галахов: Конец года, как показывает статистика, характерен тем, что в этот период часто происходят крупные страховые случаи. Поэтому мы окончательные итоги пока не подводим вплоть до 24 часов 31 декабря, в силу какого-то профессионального суеверия. Что касается предварительного среза, есть два основных показателя — выручка и прибыль. В нашем случае выручка — это сбор страховых премий. Мы заметно перевыполнили этот показатель по результатам наших операций, прирост к показателям прошлого года составил 115%, или 36 млрд рублей сборов. Что касается прибыли, как я уже сказал, с учетом ранее названных убытков, мы находимся пока в бюджетном показателе по прибыли и должны его выполнить.
В этом году в онлайн, по объективным причинам, перешло практически все. Как этот процесс развивался в сегменте корпоративного страхования? Какие онлайн-технологии были взяты на вооружение?
Алексей Галахов: Как я уже говорил, наш бизнес — диверсифицированный. Но мы занимаемся и имущественным страхованием, и грузовым, и авиационным, и космическим, — так называемым страхованием «глаза в глаза», в рамках которого мы видим клиента и коммуницируем с ним. То же морское страхование является одним из старейших, с присущими ему элементами традиционного консерватизма. Но, тем не менее, онлайн-услуг достаточно много. Не могу сказать, что пандемия к этому подстегнула. Мы данному вопросу придаем стратегическое значение уже несколько лет. На сегодняшний день, у нас на полке 11 продуктов для корпоративных клиентов, которые можно купить «кликом». Соответственно, я предполагаю, что пандемия поспособствовала увеличению объема продаж через онлайн-каналы. В 2020 году они выросли в два раза относительно результатов прошлого года.
С учетом всего вышеизложенного, с каким настроением вы смотрите на 2021 год и какие прогнозы делаете по рынку?
Алексей Галахов: Хотелось бы, чтобы рынок подрос. Прогноз аккуратно оптимистичный, хотя есть много вопросов, на которые никто не знает ответы. Будем стараться расти и быть оптимистами.