Обновлено в 00:40

Норвежская компания Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) частично покинула проект «Северный поток — 2» из-за американских санкций.

В DNV сообщили РБК, что компания проанализировала новую интерпретацию Госдепартамента США относительно сферы действия существующих санкций против «Северного потока-2» и пришла к выводу, что под рестрикции подпадают верификационные услуги DNV, относящиеся к судам и оборудованию на этих судах, обслуживающих проект. Поэтому DNV GL прекратила оказывать такие услуги. Однако компания не отказалась от предоставления услуг, относящихся к трубам «Северного потока — 2».

При этом российские СМИ сообщили, что компания полностью прекратила обслуживать «Северный поток — 2» и, в частности, отказалась от его сертификации.

В то же время Bloomberg, как передавал «Коммерсант», привело позицию Датского энергетического агентства. Оно сообщило изданию, что Nord Stream 2 может нанять любую третью сторону, которая сможет предоставить сертификат соответствия. Но одобрят ли власти Дании другую компанию, которая не побоится санкций, из этого ответа непонятно.

Сможет ли кто-то заменить DNV, если компании все-таки придется отказаться от сертификации? Вот что об этом думает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Здесь сложно сказать, потому что действительно «Газпрому» надо будет решать и эту проблему, то есть искать того, кто предоставит ему сертификацию, и здесь мы просто не знаем, какие требования возникнут у датчан, соответственно, вообще у европейцев по поводу самого сертификата. То есть тот, кто будет выдавать эти сертификаты, устроят ли их какие-то российские компании, устроят ли их азиатские, возможно, компании. «Газпром» может попытаться привлечь тех, кто более смелый. Потому что на самом деле санкции против компаний, которые занимаются сертификацией, сейчас нет, по крайней мере на данный момент. Потому что на данный момент против «Северного потока — 2» работает только один пакет санкций, введенный в декабре 2019 года, и там есть общая формулировка: запрещено оказывать услуги по достройке. Из всех разъяснений, которые давало подразделение при Минфине США, подразделение OFAC, по запросу прошлогоднему компании Allseas, которая предоставляла суда-трубоукладчики, предоставила разъяснения, что конкретно можно делать, а что нельзя. И запрета на сертификацию там нет. Но те законопроекты, которые сейчас в США рассматриваются, находятся на разной стадии готовности, но, с большой вероятностью, будут все-таки одобрены, со временем введутся в строй, там есть запреты как раз, которые касаются и сертификации, и ввода в эксплуатацию, и обслуживания газопровода и так далее. Там уже санкции касаются не только стадии строительства, но и стадии как раз ввода в эксплуатацию и непосредственно работы газопровода. Поэтому новые санкции запрещают эту деятельность, но на данный момент все разрешено».

Трубопровод должны были построить еще в прошлом году. Но поправки в оборонный бюджет США запретили работать в проекте судам-трубоукладчикам. После этого швейцарская компания Allseas отказалась от достройки «Потока». В России есть судно, способное завершить строительство. Это «Академик Черский». Но у него возникла проблема со страхованием, так как международные страховщики уже в этом году отказались работать с судами для Nord Stream 2.

При этом непосредственно американский закон не запрещает оказывать услуги судам, строящим этот трубопровод. Однако недавно Госдеп разъяснил, что услуги при достройке «Северного потока — 2» теперь тоже подпадают под санкции. И именно эта интерпретация вынудила DNV отказаться от части услуг для проекта.

Когда в США приняли санкции по поводу «Северного потока — 2», труба была достроена на 94%. Но из-за ограничений в течение почти года «Газпром» так и не может завершить строительство.