Обновлено в 16:40

Королева Великобритании Елизавета II даровала сыну российского экс-банкира Лебедева Евгению титул «барон Лебедев из Хэмптона в лондонском районе Ричмонд-апон-Темс и Сибири в Российской Федерации». Таким образом, совладелец компании Lebedev Holdings, которой принадлежат британские газеты The Independent и Evening Standard, стал пожизненным пэром и получил право заседать в палате лордов британского парламента.

Накануне Евгений Лебедев получил скрепленную печатью королевы жалованную грамоту. К присяге он будет приведен в декабре. Лебедев сказал, что испытывает «большую гордость» за то, что стал первым пэром из России, и будет использовать свое положение для борьбы за свободу слова», пишет его собственное издание The Evening Standard.

На получение пожизненного пэрства в палате лордов Евгения Лебедева рекомендовал премьер-министр Борис Джонсон. Королева удостоила его титула за заслуги перед медиаиндустрией и благотворительность. Евгений Лебедев был организатором нескольких благотворительных акций в Великобритании в защиту окружающей среды и поддержку уязвимых социальных групп.

Из открытых источников известно, что кроме медиапроектов у Евгения Лебедева есть ресторан японской кухни в Лондоне, бутик-отель Palazzo Terra Nova в Италии. Он также является одним из спонсоров Московского художественного театра и Ялтинского театра имени Чехова. Кроме того, Лебедев вместе с Михаилом Горбачевым основал Фонд Раисы Горбачевой для помощи детям, больным раком.

Евгений Лебедев родился в Москве. В 1987 году вместе с отцом — офицером КГБ СССР Александром Лебедевым переехал в Лондон. Получил гражданство Великобритании в октябре 2010 года. Он выпускник Лондонской школы экономики, обладатель диплома арт-школы аукционного дома Christie's. В его лондонском офисе хранится коллекция из 500 ароматических масел: он денди и парфюмерный гурман, писал о нем журнал Tatler.

Ранее британские СМИ писали, что Евгений Лебедев хотел, чтобы в его титуле было слово «Московский», но присвоение такого титула требует согласования с российскими властями.

Евгений Лебедев дружит с Борисом Джонсоном с 2009-го. Как пишет The Guardian, Джонсон — постоянный гость роскошных вечеринок Евгения. В Великобритании появление в палате лордов выходца из России не обсуждается, но сам Лебедев там хорошо известен, рассказал Business FM владелец компании «Переезд по уму», житель Лондона Константин Пинаев.

— Евгения Лебедева в журналистике знают абсолютно все, он периодически тоже мелькает в британской прессе. Евгений Лебедев — сын Александра Лебедева, он владеет Evening Standard и The Independent, это два довольно больших столпа, две очень серьезные газеты. В Британии реально газеты все еще обладают огромным весом. Будет сложно, например, выиграть статус мэра без поддержки Evening Standard, и Борис в этом плане уже давно, известно, дружит с Евгением Лебедевым, много раз они проводили какие-то совместные мероприятия. Мне запомнилось, когда Борис еще был мэром, они с Евгением Лебедевым ночевали как-то на улице, чтобы привлечь внимание к проблеме бездомности.

— У Евгения Лебедева гражданство, получается, всего десять лет, он сын бывшего сотрудника КГБ и теперь, получается, пэр. Это объясняется его дружбой с Борисом Джонсоном и медийным влиянием?

— В первую очередь медийным влиянием, и, опять же, палата лордов — орган по назначению. В июле все эти назначения прошли, по-моему, там все еще официальная церемония ожидается, и через месяц примерно они вступят в эту должность. Но среди других назначений там был, в частности, Джо Джонсон, брат Бориса Джонсона. Много скандалов только на моей памяти — я почти 15 лет в Лондоне, что все эти назначения очень часто своим и раздаются, обвинение в том, что это уже политический частный клуб получается. Лебедев — это точно из-за медиавлияния и, видимо, за отношения в том числе с мэром и премьер-министром. Я в The Guardian читал статью о том, что действительно там сложно баланс соблюсти, потому что, с одной стороны, сын агента КГБ Александр Лебедев заявляет, что бывшего, но в этих случаях все всегда вспоминают, что бывших в КГБ не бывает, а с другой стороны — действительно, почему бы и нет. У Евгения Лебедева большое медийное влияние, большое благотворительное влияние на страну, поэтому если другим можно, то почему ему нельзя?

По информации The Guardian, решение выдвинуть Лебедева на звание пэра для многих в Вестминстере стало шоком. «Это расплата за политическую поддержку», — заявил один из источников газеты. А собеседники, связанные с органами безопасности, отметили, что «семейные связи» Лебедева представляют потенциальную проблему. На Даунинг-стрит изначально не стали комментировать ситуацию, сказав только, что «нередко» запрашивают «дополнительную информацию» относительно назначений в палату лордов.

«Забавно. Палата лордов получила нового активного парламентария — россиянина. Теперь в ней представлена Сибирь. Что, впрочем, справедливо — ведь Евгений часто там бывает по природоохранным делам» — так событие в своем Facebook прокомментировал отец новоиспеченного барона предприниматель Александр Лебедев.