Обвиняемый в терактах полковник МВД вспомнил «шариатский суд» на заседании Басманного
Начальник полиции по Кизлярскому району Дагестана Гази Исаев останется в СИЗО до 4 апреля. Его обвиняют в причастности к взрывам 2010 года в московском метро. На суде о продлении меры пресечения фигурант едва сдерживал эмоции
Читать на полной версииБасманный суд Москвы оставил в СИЗО до 4 апреля начальника ОМВД России по Кизлярскому району Дагестана полковника Гази Исаева. По версии следствия, он участвовал в деятельности запрещенной террористической организации, которая взяла на себя ответственность за взрывы в столичном метро в 2010 году на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Причем Исаев, по версии следствия, подвозил одну из смертниц.
На заседании суда 22 декабря обвиняемый был крайне эмоционален. Категорически отвергнув обвинение, фигурант заявил, что много лет назад был приговорен террористами к смерти. По его мнению, этот приговор бандитов в настоящее время реализуется руками российского правосудия.
Исаева арестовали 23 ноября 2020 года на срок до 4 января. Ходатайство о продлении этой меры пресечения сотрудники Главного следственного управления СКР направили в суд заранее, видимо, чтобы не создавать ажиотаж перед новогодними праздниками. При этом защиту известили о заседании только накануне.
В обоснование своего ходатайства представитель СК заявил, что, находясь на свободе, фигурант может скрыться, а также помешать расследованию, в частности оказав давление на свидетелей. Эти аргументы подкрепили оперативной справкой ФСБ, которую приложили к делу.
В свою очередь защитник обвиняемого Эльдар Хастинов назвал данные сведения необоснованными. Адвокат призвал суд ходатайство следствия отклонить и предложил избрать Исаеву любую иную меру пресечения, например домашний арест (ранее для этой цели родственники снимали для Исаева номер в гостинице).
Эмоции в зале суда
По мнению Хастинова, следствие не предъявило суду новых данных, которые бы говорили о необходимости содержать Гази Исаева в «Лефортово» еще три месяца. Адвокат не согласился со следователем, назвавшим такой срок «разумным».
«Как он может быть разумным, если следствию не хватило десяти лет для того, чтобы завершить расследование терактов в столичном метро?» — задал риторический вопрос защитник. Хастинов выразил уверенность, что и в три последующие месяца сотрудники СК вряд ли завершат расследование. Ранее в ходе заседания следователь приобщил к делу справку о том, что арестованный болен диабетом, однако это не препятствует его нахождению под стражей.
Сам Исаев неоднократно порывался поведать детали своей службы в МВД, однако всякий раз его прерывал председательствующий. Новая судья Басманного суда Евгения Пирогова напоминала, что сейчас рассматривается вопрос именно о мере пресечения. Еле сдерживая эмоции, Исаев заявил, что на протяжении многих лет он жестко боролся с террористами, за что был приговорен «шариатским судом» к смертной казни. «Теперь руками российского правосудия этот приговор десятилетней давности хотят исполнить», — сказал он. Однако, взвесив доводы сторон, суд удовлетворил ходатайство следствия, которое поддержал прокурор.
Бандит и милиционер?
По версии следствия, Исаев, будучи сотрудником МВД, в 2009-2010 годы являлся участником преступного сообщества «Имарат Кавказ» (запрещенная в РФ террористическая организация). Заведомо зная, что один из ее лидеров Магомедали Вагабов (уничтожен в августе 2010 года) собирается устроить теракты в Москве, Исаев добровольно вступил в банду. Произошло это не позднее второй половины 2010 года. Как следует из материалов дела, используя служебное положение, обвиняемый предоставлял информацию руководителям преступного сообщества о деятельности Кизлярского РОВД и специальных операциях против боевиков.
Кроме того, утверждают в СК, он не раз лично возил бандитов по территории Дагестана. Считается, что именно Исаев подвез одну из смертниц с «поясом шахида» до автостанции в районе Кизляра, чтобы отсюда она отправилась в Москву для совершения теракта.
Взрывы прогремели рано утром 29 марта 2010 года. В 7:56 бомба сработала на станции метро «Лубянка», в 8:39 на «Парке культуры». Самодельные взрывные устройства были закреплены на теле Марьям Шариповой (жена Магомедали Вагабова) и Дженнет Абдулаевой. Бандиты привели их в действие по звонку. Тогда пострадали 168 человек, погибли 39, а также две террористки.
Судя по всему, следствие пока до конца не определилось с фабулой обвинения. Так, в постановлении о возбуждении дела говорится, что Исаев подвез двух террористок, а в материалах на арест упоминается только одна. Причем имя ее не указывается.
Свидетель под псевдонимом
Согласно материалам дела, показания против Исаева дали два свидетеля: Пахрудин Ахмедов, осужденный к пожизненному сроку за теракт у здания Кизлярского РОВД (тогда погиб начальник местной милиции Виталий Ведерников), а также некий засекреченный свидетель. Он проходит по делу под псевдонимом Степан Степанов. Последний наряду с Ахмедовым, в частности, сообщил, что 20 марта 2010 года Гази Исаев отвозил лидеров боевиков на собрание бандподполья в Буйнакский район Дагестана. На нем и было принято решение о совершении терактов в российской столице.
Сам Исаев показания по делу пока давать не стал, воспользовавшись 51-й статьей конституции. Его адвокат Эльдар Хастинов склоняется к мысли, что дело против Исаева было возбуждено руками желающих отомстить ему осужденных боевиков. Он напомнил, что именно Исаев в свое время посадил на скамью подсудимых Ахмедова. «Теперь же показания таких «пластилиновых свидетелей» некие недоброжелатели используют против Исаева», — предположил адвокат. Он обратил внимание на то, что следствие «до сих пор не определилось, кого же все-таки из смертниц якобы лично подвозил Исаев».
По его мнению, слова свидетелей, которые по прошествии десяти лет подозрительно четко называют даты, довольно легко опровергнуть. Так, один из них рассказал, как машину Исаева, перевозившего боевиков, остановили на посту ДПС при выезде из Кизляра. Если верить свидетелю, Исаеву даже пришлось демонстрировать подчиненному милиционеру служебное удостоверение. «Сложно поверить в то, что начальнику, которого подчиненные знали в лицо, нужно было представляться», — отметил Хастинов.
Он добавил, что упомянутые свидетелями люди, участвовавшие в съезде боевиков, в настоящее время уже уничтожены, что может быть удобно для следствия. Адвокат считает своего подзащитного патриотом. Он добавил, что о его методах поимки боевиков недавно, в феврале 2019 года, рассказывали в ведомственном журнале «Полиция России».
Решение Басманного суда о продлении ареста защита Гази Исаева планирует обжаловать в Мосгорсуде. Последний еще не рассмотрел апелляцию на заключение полковника под стражу. Заседание по этому вопросу назначено на 11 января 2021 года.