Будет ли российская вакцина конкурентоспособной на мировом рынке?
Российская прививка обойдется в 20 долларов. Это дешевле, чем у американского производителя Moderna. Зависит ли конкурентоспособность от цены? И будет ли Россия импортировать зарубежные вакцины?
Читать на полной версииУчастники испытаний вакцины Центра Гамалеи продолжают заболевать COVID-19. Тем самым они приближают подведение итогов испытаний препарата: чем больше случаев инфекции в обеих группах, тем более точной будет оценка эффективности вакцины.
Пока среди почти 20 тысяч человек, прошедших оба этапа вакцинации, выявлено 39 случаев инфекции. Из них 31 случай пришелся на группу плацебо и только восемь на вакцинированных, хотя среди участников исследования их было в три раза больше. Таким образом, обновленная эффективность вакцины на 28-й день после первой инъекции (на седьмой после второй) составила 91,4%.
В Центре Гамалеи также опубликовали оценку эффективности препарата на 42-й день после введения первой дозы (соответствует 21-му дню после второй) — 95%. О похожих результатах заявили производители вакцин Moderna и Pfizer, но это предварительные данные.
Также сегодня в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ) назвали экспортную цену первой российской вакцины — менее 10 долларов за дозу. Их нужно две, то есть полная вакцинация обойдется в 20 долларов (примерно 1500 рублей). Для сравнения: доза препарата Pfizer обойдется импортерам в 18,34 доллара, доза Moderna будет стоить от 25 до 37 долларов в зависимости от объема контракта, а доза AstraZeneca — 4 доллара, но только для развивающихся стран.
Российская вакцина будет в любом случае конкурентной на международном рынке, считает генеральный партнер биотех-фонда ATEM Capital и декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Антон Гопка.
Антон Гопка генеральный партнер биотех-фонда ATEM Capital и декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО «Цена может быть фактически любой, она как-то должна отражать, скажем, возможности для государства приобретения. Можем определенным образом посчитать, и в зависимости от эффективности вакцины, какой нужно закупить объем вакцины и какое процентное количество населения нужно обеспечить вакциной, вакцинировать, чтобы обеспечить популяционный иммунитет. Поэтому чем выше эффективность вакцины, тем в принципе меньше требуется вакцинировать население в процентах и, соответственно, меньше требуется доз. Поэтому чем более эффективна, тем она может стоить дороже, потому что она будет требоваться в меньшем объеме. И точно, на мой взгляд, никак не влияет пиар, но, конечно, важны статистически значимые данные, которым люди будут доверять. И если в ходе разработки были какие-либо скандалы, какие-то странные действия, да, конечно, это может отразиться на недоверии к вакцине. Но на сегодня любой объем, который будет произведен, он, скорее всего, будет продан и точно найдет своего покупателя или пользователя, это безусловно. Сейчас любой объем будет куплен».
Россию в ситуации с вакцинацией населения на фоне других крупных государств выделяет отсутствие госконтрактов на импорт препаратов зарубежных производителей. Во вторник, 24 ноября, стало известно, что Евросоюз расширил свой портфель и добавил туда седьмой препарат — американская Moderna поставит в ЕС 150 млн доз своей вакцины.
В Россию же зарубежные вакцины если и попадут, то пока только по контрактам с коммерческими компаниями — испытания препарата AstraZeneca проводит «Р-Фарм», а вакцины CanSino — «Петровакс». Вот что думает профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш о вероятности поставок иностранных препаратов в Россию.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Я думаю, что это будет коммерческая история, но, может быть, российское правительство решит также закупить у «Р-Фарм» и у китайцев. Это для распределения через стационары. Хотя я удивлюсь, если они решат, потому что, опять же, совершенно непонятно, зачем нам нужны CanSino и AstraZeneca в стационарах, если «Спутник» великолепен. Я бы на месте российского правительства продвигал «Спутник». Но если вдруг по какой-то причине правительство решит диверсифицироваться, хорошо, нехай диверсифицируется».
По подсчетам Bloomberg, Россия уже заключила контракты на поставку более чем полумиллиарда доз «Спутника V». У лидера рынка, шведско-британской AstraZeneca, заказов более чем на 3 млрд доз, у Pfizer на 1 млрд, а у Moderna на 700 млн.
В Евросоюзе и США российскую вакцину пока приобретать не планируют. Хотя, как сообщил во вторник глава РФПИ Кирилл Дмитриев, производство «Спутника V» планируется развернуть в том числе в Венгрии, несмотря на недоверие Брюсселя.