Четверть зала на представлении — это не драма. Как выживают столичные театры и музеи?
Столичные деятели культуры пытаются оценить ограничительные меры спустя неделю после их введения. Кинотеатры и концертные площадки приспосабливаются к сокращению заполняемости зала: одни устраивают частные показы, другие — работают в две смены
Читать на полной версииХудрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов в своем Instagram отметил, что в концертных залах, где он был, ощущения пустоты нет. Скорее больше «сосредоточенность на зрелище». «Четверть зала — это не драма, если это необходимо. Хуже было бы, если бы спектакль был никому не нужен», — говорит он.
Чтобы ощущения пустоты не было еще и в бюджете, театры идут на особые меры. Тот же Театр на Малой Бронной снял с продажи дешевые билеты. Так и в «Гоголь-центре» они стали стоить от 2,5 тысячи.
А вот кинотеатры сильнее ограничены в своих возможностях: цена билетов у них редко превышает 600 рублей. Чтобы отыграть у пандемии хотя бы часть потерь, Центр документального кино на Зубовском бульваре ввел услугу частных показов. За 15 тысяч компания до 20 человек может посмотреть фильм из репертуара ЦДК, за 30 тысяч — любой другой. Для кинотеатра это в три раза дешевле, чем обычный показ в доковидные времена, но что делать, говорит программный директор Центра документального кино Маша Готлиб.
— Это и фильм Алексея Учителя «Цой», и фильм Гаспара Ноэ «Вечный свет», и новый документальный фильм, который собирает какую-то потрясающую кассу, «Где ты, Адам?». Но, на самом деле, конечно, мы готовы договариваться со зрителями, если они захотят посмотреть что-то еще, на что есть права в России. Мы готовы договариваться с прокатчиками, потому что, мне кажется, сейчас ситуация такая, что любая копеечка будет дорога.
— А из чего складывается эта сумма в 15 тысяч рублей?
— Это действительно такая VIP-услуга. Плюс мы должны оплачивать услуги наших киномехаников, оборудование. То есть если у нас есть лояльные зрители, которые, может быть, не хотят идти в кинозал с другими людьми по какой-то причине, но они хотят посмотреть кино у нас, мне кажется, все реально.
Эта услуга не новая. В Москве есть несколько частных залов, или антикинотеатров. Цены там даже ниже — от 1,5 тысячи до 15 тысяч рублей.
Другой проблемой для организаторов мероприятий стали заранее проданные билеты. На отмену брони и перевыпуск билетов, как с «Щелкунчиком» в Большом театре, пошли не все. Например, в Московской государственной консерватории имени Чайковского в понедельник пройдут сразу два концерта Дениса Мацуева. По словам самого пианиста, выбора не было: билеты на этот концерт продавались в начале года по абонементам для постоянных зрителей. Да и продано было 80% зала — части гостей пришлось отказать, говорит Денис Мацуев.
— Действительно, это уже был совсем уж серьезный удар, когда мы узнали, что 25%, и тут уже мы совместно с директором Московской филармонии приняли решение пойти на то, чтобы сыграть два раза три сонаты Бетховена. Да, согласен, это нелегкая история, потому что каждая из этих сонат — это манускрипт, это Эверест в фортепианном репертуаре, и, естественно, в репертуаре Бетховена беспрецедентная постановка. Как это все выдержать, не знаю. Эксперимент, скажем так, не самый легкий, но музыка сама по себе вдохновляет тебя.
— Два концерта — это двойные гонорары техническому персоналу и аренда зала.
— Да. А если еще речь идет о коллективах, которые выступают, статья расходов сразу минимум на треть или в два раза превышает доходы.
— Это не выход в качестве временной меры по несколько штук играть?
— Сложно сказать. Я думаю, не каждый на это пойдет. Скажем, певцы точно не пойдут, потому что это невозможно технически, можно просто сорваться. В общем, я всегда любил играть много, и то, что будет 23-го, мои родители, моя семья с особым беспокойством ждут этих двух концертов, потому что каждая из этих сонат, как 7-я симфония Чайковского. Спросите у дирижера, он не может заснуть до 6 утра. Я только приземлился из Екатеринбурга. Один автобус, нужно набить всех пассажиров для того, чтобы подвезти их к самолету, и потом медленно все стоят в куче и идут в самолет. Если сравнить эти две картины, я думаю, что гораздо больше [шансов] заразиться именно в этой ситуации.
Музеи в столице и вовсе закрыты, притом что крупные — Пушкинский, Третьяковка, «Гараж» и другие — летом подготовили все меры предосторожности. О нюансах говорит директор Музея Булгакова в Москве Петр Мансилья-Круз.
Петр Мансилья-Круз директор Музея Булгакова в Москве «Если в больших музеях, картинных галереях, просто в крупных музеях, действительно, возможно обеспечить соцдистанцию между людьми, то в маленьких музеях — мемориальных, музеях-квартирах — очень часто это сделать невозможно. Но мы довольно много водили пешеходных экскурсий. Конечно, это сезонное занятие, и в основном мы водили и организовывали пешеходные экскурсии с весны по осень. Но сейчас, в нынешних обстоятельствах, когда мы не можем принимать посетителей внутри музея, мы тем не менее можем организовывать пешеходные экскурсии».
За неимением лучшего музеи уходят в онлайн. Пушкинский проводит исторические спецкурсы за три тысячи рублей, Дарвиновский — дни рождения с виртуальными динозаврами по 2,5 тысячи за мероприятие. Все собеседники Business FM признались, что осенний пик заболеваемости все равно дается им легче — они уже умеют выживать.