Конспирология в деле Михаила Меня. Комментарий Георгия Бовта
Может ли уголовное преследование аудитора быть связано не с прошлым, а с его возможным будущим? И нет ли тут «мусорного следа»?
Читать на полной версииБасманный суд запретил Михаилу Меню совершать «определенные действия» в течение двух месяцев. Эта мера пресечения сродни домашнему аресту: нельзя покидать место проживания, за исключением двухчасовых прогулок, общаться с определенным кругом лиц и пользоваться интернетом. Экс-губернатор Ивановской области, а ныне аудитор Счетной палаты был задержан по обвинению в растрате 700 млн рублей. Сам он отрицает свою вину и называет все «недоразумением». Каковы перспективы дела?
Все дела в отношении бывших и тем более действующих высокопоставленных чиновников, а особенно если эти дела касаются давно минувших дней, вызывают одни и те же вопросы. Прежде всего о политической подоплеке, о том, в интересах каких групп влияния возбуждено дело, в чем на самом деле и перед кем «провинился» тот или иной человек, кому он мог помешать, кто его «крыша» и почему она вдруг «потекла» или «отъехала», и так далее. Короче, все на самом деле не так, как представляют на голубом глазу официальные комментаторы, уверяют любители российской, в «византийском стиле», конспирологии.
Эти любители конспирологии в данном случае пренебрегают доводами обвинения, согласно которым нынешний аудитор, а в прошлом ивановский губернатор в сговоре с бенефициарами группы «Продо» похитил из бюджета региона 700 млн рублей, выделенные в виде кредита компании «Ивановский бройлер», которая обанкротилась. Так много денег каким-то «бройлерам» тогда не выделяли. А тут выделили. Ну так в бытность Меня губернатором и не такие суммы выделяли. В частности, на туристический проект «Плес», где в том числе находится всем известная резиденция.
«Ах, Плес»!» — воскликнут конспирологи. И непременно увяжут неприятности Меня с убыванием былой аппаратной силы Дмитрия Медведева. Меня с губернаторов сняли как раз после окончания медведевского президентского срока, но бывший глава региона тут же пошел в правительство Медведева руководить Минстроем. Вопрос о том, припомнили бы историю с «Ивановским бройлером» Меню, если бы премьером был по-прежнему Медведев, будем считать политико-риторическим.
Кстати, то, что деньги в бюджет региона в нынешнем году вернули, о чем генпрокурор забыл сообщить Совету Федерации, испрашивая разрешение на снятие неприкосновенности, тоже можно трактовать двояко. Вернули ведь, когда уже «крыша потекла», а также разговорился перед следователями арестованный год назад бывший губернатор Ивановской области, сменивший Меня, Павел Коньков, до этого работавший его первым замом.
Наиболее продвинутые конспирологи непременно увяжут арест Меня с провалившейся мусорной реформой. Там ведь заложены десятки миллиардов рублей. Год назад он претендовал на пост руководителя ее главного оператора — «Российского экологического оператора». Но что-то не срослось в самый последний момент. Хотя тогдаший вице-премьер Алексей Гордеев успел даже анонсировать это назначение. На должности аудитора Счетной палаты Мень проводил проверку хода этой реформы и успел подготовить очень критичный доклад на эту тему, который у впечатлительных людей мог создать мнение о существовании настоящей мусорной мафии, ничем не хуже, а даже круче, скажем, неаполитанской. В телеграм-каналах тогда замелькали имена очень больших людей, которым Мень якобы наступил на хвост.
Осенью этого года в мусорных делах готовились большие перемены и переделы потоков, как говорят в таких случаях. Возможно, в контексте этих готовящихся перемен пришлось уйти с работы министра главе Минприроды Дмитрию Кобылкину. В эту же логическую цепочку можно при желании встроить и арест Меня.
Однако следователи, которые будут копаться в делах давно сгинувшего в пучине банкротства «Ивановского бройлера», будут задаваться куда более прозаическими вопросами: почему такая огромная сумма выделена; почему не реализовался проект; как и, возможно, за сколько повлияла на принятие решения администрация региона, где есть такое чудное туристическое и рекреационное место, как Плес; почему деньги вернули в казну лишь нынешним летом и так далее.
Следователи должны при этом отрешиться от большой политики, прекрасно понимая, что при желании накопать на тома уголовного дела в России можно практически на любого чиновника, имеющего право подписи. А горы мусора, раскиданные по нашей необъятной родине, тут ни при чем — должны каждодневно убеждать себя следователи. И большая политика ни при чем. И если им удастся убедить даже самих себя в этом, то удастся ли убедить всех тех граждан, кто еще не устал следить за такими сюжетами? Убедить столь же успешно, как убедил сенаторов генпрокурор Краснов, испрашивая разрешение на задержание, так подробно раскрыв неприглядную правду про Михаила Меня, что они даже лишних вопросов не задали.