Мосгорсуд оставил без изменений приговор по делу «Седьмой студии»
Его оспаривали трое из четверых фигурантов, получивших условный срок за хищения 129 млн рублей. Фигуранты просили отменить вердикт и оправдать их
Читать на полной версииОбновлено в 19:51
Мосгорсуд оставил в силе приговор о хищении 129 млн рублей при реализации театрального проекта «Платформа». Об этом Business FM сообщили в пресс-службе суда. «Приговор Мещанского суда оставлен без изменения, апелляционная жалоба осужденных — без удовлетворения», — сказал сотрудник пресс-службы.
Вердикт суда оспаривали трое из четырех фигурантов дела «Седьмой студии»: бывшая чиновница Министерства культура, а ныне директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, бывший генпродюсер АНО «Седьмая студия» Алексей Малобродский и экс-директор этой фирмы Юрий Итин. Осужденные просили отменить судебный акт и оправдать их. Главный фигурант дела, режиссер Кирилл Серебренников обжаловать вердикт суда не стал, как и прокуратура, которая ранее требовала для обвиняемых реальные сроки.
Заседание в апелляции стартовало со второй попытки: первоначально назначенное на 23 октября слушание перенесли из-за того, что Софья Апфельбаум заболела коронавирусом. На процесс второй инстанции из всех подсудимых лично приехали только она и Алексей Малобродский. Юрий Итин ранее прислал письмо, в котором сообщил, что не будет участвовать в процессе по семейным причинам. Он доверил судьбу дела своему адвокату.
Надо сказать, что если за месяц до этого пишущим журналистам разрешили приехать в Мосгорсуд, то теперь из-за ухудшения эпидемиологической обстановки никого не пустили.
О том, как проходил процесс в апелляции, Business FM рассказал защитник Юрия Итина Юрий Лысенко.
Юрий Лысенко адвокат Юрия Итина «Коллегия из судей подошла лояльно к рассмотрению наших жалоб. Нам дали возможность высказаться, привести дополнительные доводы как устно, так и письменно, не ограничивали во времени. Через два часа после начала объявили перерыв для дезинфекции. Он был где-то в течение часа-полутора. Гособвинение позицию свою удерживало, прокуроры считали, что приговор суда законный и обоснованный. Они написали возражения на нашу жалобу»
Почему не отменили приговор? По мнению адвоката, никому не нужно продолжение громкого дела, наделавшего столько шума в театральной среде. «Три с половиной года длится это дело. Отменить и направить на новое рассмотрение — еще уйдет год. Хотя основания для отмены были, — сказал Лысенко. — Приговор вынесен с грубейшими нарушениями закона, а суд не дал оценку ряду доказательств защиты».
У адвоката Алексея Малобродского Ксении Карпинской главная претензия к некачественно проведенной третьей экспертизе, которую суд положил в основу приговора.
Ксения Карпинская адвокат Алексея Малобродского «Основной аргумент защиты — экспертиза, проведенная Еленой Баженовой и Ольгой Королевой. Они не посчитали 77 предприятий, которые были на «Платформе». Просто их не заметили. То есть дело началось с того, что, по мнению следствия, не было постановки Шекспира «Сон в летнюю ночь», а закончилось тем, что 77 предприятий не нашли, в том числе лекцию Алексея Бартошевича о Шекспире. Но эти все мероприятия состоялись, есть видео. И спектакли, и завершающие мероприятия. Но не заметила их Баженова и считает, что их не было. Это просто потрясает. При том, что в материалах дела есть все доказательства того, что мероприятия были».
Мещанский суд Москвы 26 июня признал Серебренникова, Итина и Малобродского виновными в хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) около 129 млн рублей, выделенных Министерством культуры РФ на театральный проект «Платформа» в 2011-2014 годах из бюджета. Они были приговорены к срокам от двух до трех лет лишения свободы условно со штрафами от 200 тысяч до 800 тысяч рублей. Экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум была осуждена за халатность (ч. 1 ст. 293 УК РФ) и получила штраф в 100 тысяч рублей, от которого ее освободили за истечением срока давности.
Поэтому суд постановил взыскать в солидарном порядке лишь с трех осужденных по иску Минкультуры (оно по делу было признано потерпевшим) 128 млн 974 тысячи 690 рублей. Имущество фигурантов осталось под арестом до исполнения приговора в части «имущественного взыскания».
«Театральное дело» вызвало большой общественный резонанс. Первоначально фигурантам инкриминировалось хищение 133,2 млн рублей. Обвинение гласило, что стоимость постановок завышалась, фигуранты использовали сеть «обнальных» фирм, а в Минкульт сдавалась недостоверная отчетность. По делу было проведено три экспертизы: одна на следствии и две в суде. Последняя была положена в основу приговора. Подсудимые вину отрицали, утверждая, что ничего не крали и не знали о компаниях по обналичиванию. Они утверждали, что фирмы привлекла главбух «Седьмой студии» Нина Масляева, которая предпочла признать вину. По приговору того же суда от 30 октября она получила два года и три месяца лишения свободы, но была освобождена от наказания, поскольку уже отсидела его в ходе следствия и судебного процесса.
Со среды, 18 ноября, приговор суда вступил в силу. Помимо всего прочего это значит, что трое из четверых осужденных должны начать выплаты по иску в 129 млн рублей. До тех пор, пока он не будет возмещен, обвиняемые и их родные не смогут продать собственность, на которую суд наложил арест. Например, у жены и дочери Юрия Итина арестовали машины. Если женщины захотят их продать и купить новые, то просто не смогут этого сделать. Невыплата по иску может стать причиной того, что осужденным могут отказать в выезде из страны. Для Кирилла Серебренникова, режиссера с мировым именем, который работает не только в России, но и за рубежом, это может стать проблемой.
Еще летом он заявил, что у него нет денег для выплат по иску. По словам режиссера, театральные деятели из Германии, Австрии, Франции начинают собирать деньги, чтобы «его выкупить», однако, эксперты признают, что собрать 129 млн с помощью краудфандинга — задача неподъемная.
Вместе с тем, как стало известно Business FM, счет к фигурантам дела «Седьмой студии» уже после приговора выставил один из экспертов, чье исследование критикует защита. Ольга Королева (театральный критик, пишет под псевдонимом Ольга Галахова) в день вынесения приговора попросила, чтобы подсудимые возместили ей стоимость ее услуг по экспертизе в сумме 310 тысяч рублей. «Этот вопрос будет разрешаться Мещанским судом после того, как дело с отметкой о вступлении приговора в силу поступит в суд», — сообщила Business FM Ксения Карпинская.
Что же касается возможности дальнейшего обжалования приговора, то фигуранты могут оспорить его в кассации. Ответ о возможности подачи жалобы адвокаты обещали дать после консультации со своими клиентами.