Путин: обвинения в адрес Пашиняна о предательстве не имеют никаких оснований
Российский президент в интервью отметил, что бои могли остановить раньше, но премьер-министр Армении не согласился с требованием о возвращении беженцев в город Шуши
Читать на полной версииОбновлено в 12:00
Владимир Путин ответил на вопросы СМИ о ситуации в Нагорном Карабахе и о своем видении разрешения этого конфликта. Интервью опубликовано на сайте Кремля.
«19-20 октября у меня состоялась серия телефонных переговоров как с президентом Алиевым, так и с премьер-министром Пашиняном. И тогда вооруженные силы Азербайджана вернули себе контроль над южной частью Карабаха. В целом, мне удалось убедить президента Алиева в том, что можно прекратить боевые действия, но обязательным условием с его стороны было возвращение беженцев в том числе в город Шуши. Неожиданно для меня позиция наших армянских партнеров была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо, и премьер Пашинян мне прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха. Мне сейчас не очень понятно, в чем эта угроза была бы, имея в виду, что предполагалось возвращение мирных граждан при сохранении контроля со стороны армянской стороны над этой частью территории Карабаха, включая Шуши и имея в виду наличие наших миротворцев, о чем мы тогда уже договаривались и с Арменией, и с Азербайджаном. И мне премьер тогда сказал: нет, мы не можем на это пойти, мы будем бороться, будем воевать. Поэтому обвинения в его адрес о каком-то предательстве не имеют под собой никаких оснований. Другое дело — правильно это было, неправильно, это другой вопрос».
Президент добавил, что Турция по просьбе Азербайджана также будет принимать участие в контроле за соблюдением прекращения огня. Будет создан совместный центр, который будет использовать беспилотники для контроля ситуации. «Где он будет размещаться — это другой вопрос. Очевидно, что он будет находиться на суверенной территории Азербайджана, и Азербайджан вправе принять решение самостоятельно, где он посчитает целесообразным его разместить», — сказал Путин.
О реакции в Армении на слова российского президента говорит председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян.
Степан Григорян политолог, председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству «Слова президента России будут иметь большой резонанс. Уже была реакция на слова Владимира Путина о том, что никакого предательства в действиях премьер-министра Армении не было. Это было позитивно воспринято сторонниками Пашиняна. Когда страна проигрывает в войне, всегда теории заговора, предательства приходят на первый план, и главная оппозиция, которая сейчас требует отставки Пашиняна, разыгрывает именно эту карту — что Пашинян предал, сделал не то и так далее. Владимир Путин подтверждает, что Пашинян боролся до конца и использовал все возможности для того, чтобы отстоять Нагорный Карабах. Я думаю, будет также реакция на другую часть речи Владимира Путина, очень важную для нас, очень чувствительную — это вопрос Шуши. Владимир Путин дал свои пояснения, что это было связано именно с тем, что войну можно было раньше остановить, но Никол Пашинян не соглашался на некоторые вопросы, поэтому война и продолжилась и закончилась тем, что армянская сторона также потеряла Шуши. Я думаю, в связи с этим контекстом, возможно, будет критика в адрес Никола Пашиняна, что он не отреагировал на предложение России раньше».
В Баку слова Владимира Путина восприняли по-разному, комментирует журналист, политический обозреватель азербайджанского информационно-аналитического портала «Зеркало» Ниджат Гаджиев.
Ниджат Гаджиев журналист, политический обозреватель азербайджанского информационно-аналитического портала «Зеркало» «В самом интервью были очень тонкие месседжи. Наверное, политическим кругам Азербайджана и Армении, где-то в Турции в целом положительно было то, что мы слышали, что Азербайджан возвращал свои территории, вся международная правовая база была на стороне Азербайджана. Приятно было слышать то, что Владимир Владимирович сказал, что действия Турции в вопросе этого конфликта не противоречили международному праву. Но были моменты тонкие, которые мы с тревогой это восприняли. Например, Владимир Владимирович говорит, что самой главной проблемой в этом вопросе было то, что Армения не признала Нагорный Карабах. Если бы она признала, возможно, ситуация была бы совсем другой. Сейчас пытаемся понять, что хотел сказать президент России. Владимир Владимирович Путин своим заявлением о Пашиняне несколько спас его лицо, что ни о каком предательстве не могло идти речи. Это было очень сильно, это было очень важно в плане того, что Пашинян на сегодняшний день является гарантом тех соглашений, которые были подписаны 10 ноября. К конфликту после этого в самом Нагорном Карабахе уже мало что может привести, потому что линией разграничителя является российский миротворец. Стрелять в военного, который стоит в российской форме, настолько это мудро для Баку? Поэтому стрелять после этого уже не приходится».
Интервью Владимира Путина ведущий Business FM Игорь Ломакин обсудил с политологом Георгием Бовтом.
— У нас в правящем классе есть мнение насчет Пашиняна, что он своими агрессивными заявлениями спровоцировал Алиева на войну, хотя мог этого не делать. То есть на федеральных телеканалах, в том числе у ряда провластных комментаторов, существует образ Пашиняна как такого воинственного политика, который размахивал перед лицом Алиева то ли кулаками, то ли дубиной, то ли еще чем и спровоцировал войну, которой могло не быть, если бы на месте Пашиняна был другой, более привычный, в том числе для диалога с Москвой, человек. И вот в интервью Путина перед нами предстает именно такой человек, который на фоне уже грозившего Армении поражения, когда можно было остановиться на границах Карабаха, не сдавать Шуши и согласиться на вполне стандартные в международном праве действия, как возвращение беженцев (это вообще невинное действие, миролюбивое даже), но этот воинственный человек не сдался перед обстоятельствами, перед фактами, и, конечно, он не предатель. Это, знаете, такая похвала, которую я бы не назвал однозначно похвалой, что он не предатель. Это такой человек, который мог остановить войну раньше, но не сделал этого, потому что хотел повоевать еще. Повоевал? Ну, повоевал. Получил? Получил. Каких-то кулуарных деталей насчет Алиева Москва себе не позволяет. А вообще, когда сливают какие-то детали переговоров при живом и правящем правителе, это не очень хорошо для него. Это говорит о том, что конфиденциальность с ним не ценят. Это как когда американцы сливали какие-то подробности насчет Трампа и Путина, это делали враги и Трампа, и Путина. Поэтому в данном случае откровения насчет Пашиняна я бы не рассматривал как его поддержку.
— Президент в интервью несколько раз обратил внимание на то, что территорию Нагорного Карабаха не признавала даже сама Армения. Не будет ли это иметь далекоидущие последствия на других постсоветских территориях?
— А кого еще можно признать? Приднестровье? Приднестровье не признают независимым, в Молдавии не те власти, которые могут это сделать. Гагаузию? Трудно себе представить, чтобы так далеко зашел конфликт с ней. Что касается Южной Осетии, то Грузия тоже не пойдет на признание. Так что тут, я думаю, ничего особенного не произойдет. То, что Армения не признала независимость Карабаха, если она это сделает, это подбросит еще дровишек в этот костер и еще более повысит ставки на миротворчество России. В этой ситуации все-таки главным пока остается она, а не Турция. По поводу Турции, та тоже хочет поучаствовать, но пока, видите, Владимир Владимирович не соглашается на ее повышение статуса миротворца.
— Означают ли слова Путина, что турок не будет на территории Нагорного Карабаха?
— Там будут беспилотники, этого достаточно. Поэтому турки, посылая туда беспилотники, будут говорить, что участвуют в миротворческой миссии. А мы будем говорить, что, поскольку нога турецкого солдата не ступила на землю Карабаха, они не участвуют в этой миротворческой миссии. Все останутся пока довольны, но очень временно.
— А намек Путина на геноцид армян?
— Это такой дружеский жест в отношении уже, конечно, армянского народа, поскольку все-таки все понимают, что изначально в конфликте были виноваты обе стороны.
Путин напомнил, что В 2013 году в рамках Минской группы ОБСЕ Россия сформулировала условия, которые могли бы положить начало мирному процессу: вернуть Азербайджану пять контролируемых Арменией районов, а затем и два района дополнительно, создать коридор между Карабахом и Арменией, признать статус-кво самого Карабаха, не закрепляя его окончательного статуса, и вернуть беженцев с обеих сторон. С условиями согласились все участники Минской группы ОБСЕ, включая сопредседателей — Россию, Францию и США. «Если бы это нам удалось сделать, удалось бы достигнуть договоренностей на этой базе, и войны бы не было, я и сейчас в этом абсолютно убежден», — добавил Путин.
Накануне Ильхам Алиев заявил, что о каком-либо статусе Карабаха не может быть и речи. Москва рассчитывает, что отказ Баку обсуждать особый статус Карабаха не приведет к новой волне конфликта. Примерных сроков определения статуса Нагорного Карабаха нет, сказали в российском МИД.
Пашинян опубликовал в Facebook план дальнейшей работы правительства и анонсировал изменения в составе кабинета. «В июне 2021 года выступлю с отчетом о реализации этих программ», — написал премьер-министр. Среди пунктов плана — реформа вооруженных сил, восстановление переговорного процесса по Карабаху с участием ОБСЕ и возвращение беженцев из Нагорного Карабаха в свои дома.