Обновлено 18:55

Кельбаджарский район Нагорного Карабаха первым должен был перейти под контроль Азербайджана. По трехстороннему соглашению о прекращении огня армянские военные должны были покинуть эту территорию до 15 ноября. Однако Ереван обратился к Баку через Москву с просьбой предоставить 10-дневную отсрочку. Баку согласился.

Причина сдвига срока — техническая, объясняет политолог из Еревана Степан Григорян. Дело в том, что Кельбаджарский район очень большой, там только одна дорога с ограниченной пропускной способностью, рельеф сложный. Кроме того, сейчас в регионе ухудшаются погодные условия.

Степан Григорян политолог «Вы сами понимаете, неделю дали на вывод войск из Кельбаджарского района, по-моему, через пять дней после этого должен быть вывод войск из Агдамского района, ну это просто несерьезно. Тот же Кельбаджарский район — это 2000 квадратных километров территории. Подписывалось все это дело в спешке, чтобы заставить Армению пойти на большие уступки, под мощным давлением, в том числе военным, ну а сейчас все начинают понимать, что реализация чисто техническая, оставим какие-то политические аспекты в стороне, она очень сложна. Поэтому, я думаю, это разумно, что будет все откладываться, это очевидно. Официально, в том числе трудности дорожные, технические. Например, все транспортные средства, которые сейчас из Кельбаджарского района выезжают, которые вывозят в том числе военную технику, в том числе мебель и так далее, простых жителей. Все, что вывозится, — это громадная очередь, потому что они проверяются русскими миротворцами, такие процедуры всегда предусматриваются в таких ситуациях. И как вы можете это сделать за пять дней? Там огромное количество: и вооруженное формирование официально стояло, и достаточно большое число жителей».

Отсрочка по передаче остальных территорий не планируется. Агдамский район должен быть освобожден до 20 ноября, Лачинский район — до 1 декабря, заявил официальный Баку.

Между тем в Нагорный Карабах начали возвращаться беженцы, которые покинули республику с началом боевых действий. Накануне через Лачинский коридор, контролируемый российскими военными, проехали девять автобусов, сегодня — в два раза больше. Всего вернулись в Карабах более 700 человек.

Мирная жизнь в Степанакерте налаживается. Однако в его окрестностях небезопасно — остались снаряды после боевых действий, говорит специальный корреспондент «Известий» Денис Кулага.

Денис Кулага специальный корреспондент «Известий» «Хорошая новость для беженцев, потому что будут работать два коридора на въездах в Степанакерт. Это северный, где находится Кельбаджарский район, потому что дорогу не закрывают еще, дали отсрочку на пять дней, до 25-го, ну и, соответственно, южное направление — Горис, там также движение работает, но там пока надо передвигаться вместе с нашими миротворцами для безопасности. В целом город начинает потихоньку оправляться от войны. Я нахожусь на центральной площади, где работают фонари уличного освещения. Мы вернулись с рынка, рынок, к сожалению, за время войны процентов на 40 уничтожен, но сегодня там открылась впервые мясная лавка, для местных жителей это очень ценно, а также лавка товаров первой необходимости. И начинают разоружать ополчение и оборону Нагорного Карабаха. Изымают оружие у всех, кто передвигается по этой дороге, все это оружие будет передаваться на специальный склад. Пока сегодня блуждали по окраинам города, к сожалению, пока мы еще видим торчащие боеприпасы, «Грады», градинки такие валяются, где-то остались еще хвостовики от «Смерчей». Не справляются еще пока МЧС. Служба МЧС занята южным направлением фронта, где основные были последние ожесточенные бои, там сейчас утилизация идет боеприпасов. Ну и говорят, что в ближайшее время спустятся они ниже, в сам город, и будут тут зачищать все».

Российская военная группировка в Нагорном Карабахе будет дополнена подразделениями пограничной службы ФСБ и МЧС. Министерство по чрезвычайным ситуациям направило свой спецборт с группой из 30 человек, которые на месте должны помочь гражданскому населению.