Зачем России «военная база» на Красном море?
В Судане создается пункт материально-технического обеспечения. Еще одна «парковка» российского флота за границей или усиление военного присутствия в Индийском океане?
Читать на полной версииОтечественный флот возвращается в Африку и на Красное море. С конца 1970-х годов на эфиопском острове Нокра у Советского Союза была военно-морская база. В начале 90-х ее закрыли. Теперь Россия планирует обосноваться в регионе.
Как будет выглядеть российско-суданское сотрудничество, пока неясно. В проекте соглашения между странами говорится, что Москва создаст пункт материально-технического обеспечения. Но, судя по описанию, это будет именно военно-морская база: в штате 300 специалистов, на месте могут присутствовать до четырех кораблей ВМФ, причем с ядерным реактором.
Является ли это усилением военно-политических позиций РФ в Африке или просто экономически выгодным сотрудничеством с Суданом? Африканская страна имеет большие запасы золота и нефти. На золотые прииски, как писало два года назад агентство Bloomberg, претендовал российский предприниматель Евгений Пригожин. База в Судане будет очередным местом «парковки» российского флота за рубежом, считает директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра Вадим Козюлин.
Вадим Козюлин директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра «Есть несколько государств, где у нас большие проекты по разработке минералов. Имеет интересы «Росатом», есть нефтяные интересы. Судан — это нефтедобывающая страна, и, конечно, есть интересы военно-технического сотрудничества. Судан — дружественная страна, там много советской и российской техники. Он давно предлагал России этот порт. Наши военные были заинтересованы, но политическое руководство из разных соображений не было готово. Сегодня такая готовность появилась, ситуация наконец-то разрешилась таким образом».
Россия с Суданом может торговать еще вооружением и строительными материалами, полагает эксперт. Присутствие России необходимо самому Судану, чтобы компенсировать китайскую экспансию. Пекин активно развивает в этой стране нефтепроизводство. Наличие российского объекта будет сдерживающим фактором, отмечает Козюлин.
О создании базы речь шла еще три года назад. В Судане за это время успел произойти военный переворот, но это не помешало переговорам с Россией. Судан — крупная африканская страна, которая занимает стратегическое положение. Она связывает тропическую Северную Африку и Ближний Восток. По словам основателя портала Military Russia, военного эксперта Дмитрия Корнева, то, что стороны готовы подписать соглашение, говорит о возвращении позиций России, которые когда-то в регионе существовали у СССР.
Дмитрий Корневоснователь портала Military Russia, военный эксперт«У России сейчас нет базы в Красном море. Египет, Саудовская Аравия под боком, недалеко Персидский залив, недалеко Индия. Когда-то Советский Союз присутствовал в Индийском океане. С Суданом есть уже военно-техническое сотрудничество, теперь будет и пункт снабжения военно-морского флота. Мы получим возможность держать в Красном море и прилегающих акваториях постоянную эскадру кораблей. В Индийском океане и прилегающих акваториях кораблей может быть больше, они могут вести ротацию. Условно, четыре корабля в море, четыре корабля в базе».
После распада СССР наши военные покинули базы, расположенные в разных точках мира — на Кубе, в Восточной Европе (Польше, Чехии Германии), в Монголии. Несколько лет назад военные вернулись во Вьетнам, база появилась в Сирии. С 2016 года Россия ведет переговоры с Египтом.