Не крутое пике, но резкое снижение. Что происходит с рынком фэшн-ретейла на фоне ковида
Байеры сократили закупки, а отечественные производители отказались от пошива осенне-зимних коллекций. Рынок продолжает падать. Насколько вероятен дефицит? И спасет ли отечественную индустрию локализация производства?
Читать на полной версииОбщая стоимость 100 самых дорогих национальных брендов в 2020 году снизилась на 13,1 трлн долларов, сообщила консалтинговая компания Brand Finance. Больше всех пострадала Аргентина. Россия по размеру ущерба оказалась на 14-м месте.
Еще в конце зимы коронавирусный локдаун нанес первый удар по рынку фэшн-ретейла. Закрылись страны, отшивавшие большую часть одежды и обуви для всего мира. Китай, Италия, Испания, страны Юго-Восточной Азии, Турция. Банковская кредитная политика для бизнеса ужесточилась. Уже тогда многие ретейлеры сократили заказы на новые коллекции. А те, что были в наличии, продавались плохо из-за общего спада потребления и карантинных мер.
Осенний сезон не улучшил положения. Скачок валюты и низкая покупательская активность привели к уменьшению оборотного капитала у отечественных компаний. Как пишет газета «Коммерсантъ», в январе-сентябре импорт одежды и обуви сократился на 3 млрд долларов и составил примерно 5,5 млрд.
В минус фэшн-ретейлу сыграла также теплая осень, а теперь и ужесточение ограничений. В итоге производство снизилось. В розничных офлайн-магазинах и крупных ТЦ средний чек упал более чем наполовину, а число посетителей ничтожно мало, говорит Анна Смирнова, президент по пошиву одежды Zaykins. Несмотря на то что бренд локализовал производство в России, некоторые виды сырья все равно приходится импортировать за валюту. Из-за кризиса пришлось сократить производство, признается Смирнова.
— Стали заниматься тендерами параллельно для других производителей, у кого пошли проблемы.
— Может быть, кто-то из ваших коллег отказался от создания осенне-зимней коллекции?
— Отказались, потому что маловероятно то, что она будет вся продана в сезон. Торговые центры сейчас придут в упадок, и все уйдет в интернет. Это совершенно точно. Поэтому сейчас держать магазины в торговых центрах — это огромный риск. Вот честно, я каждую неделю езжу, самые крупные смотрю — там от двух до десяти человек может быть в торговом центре даже в выходной день. Ситуация грустная.
Сейчас время заказов на весенне-летние коллекции. Поскольку производители настроены пессимистично, бюджеты на них также будут урезаны либо не выделены вовсе. Даже у тех, кто весной размещался на маркетплейсах и собственных интернет-площадках, осталось до четверти объема старой коллекции.
В Минпромторге считают, что опасение новых локдаунов может мотивировать отечественные компании перенести производство в Россию. Компания Baon отшивает вещи в Китае, Европе, Юго-Восточной Азии и пробует отечественные фабрики. Но на родине хватает не всего, говорит президент Baon Илья Ярошенко.
Илья Ярошенко президент Baon «Вопрос, что это не только швейные цеха, это все-таки в первую очередь изделия фэшна, одежды. Это ткань верха — а это химическая продукция. А у нас она очень плохо развита. Все равно придется ткани завозить из-за рубежа, и все равно мы будем зависеть от курсовой разницы, будем зависеть от зарубежных поставок. Плюс у нас меньше производительность, дороже рабочая сила — все равно Азия будет всегда выгоднее».
Сокращение импорта идет и у байеров, говорит президент Союза русских байеров Елена Бугранова.
Елена Бугранова президент Союза русских байеров «Во всех сегментах сейчас происходит похожая ситуация — как в массмаркете, так и в более премиальных сегментах. Из-за снижения покупательского спроса, естественно, реагируют и закупщики, сокращают заказы, то есть все взаимосвязано. Скачок валюты, снижение дохода — все это влияет на продажи».
Национальное рейтинговое агентство допускает, что все это может привести к дефициту одежды сегмента массмаркет. Однако все опрошенные эксперты отрицают такую возможность, поскольку спрос и предложение падают синхронно. Если покупательская способность начнет увеличиваться, компании обещают нарастить производство и импорт.