Кино про разгон демонстрации. Каковы шансы у нового фильма Кончаловского получить «Оскар»?
На Венецианском фестивале фильм «Дорогие товарищи!» уже получил специальный приз жюри, а на киносмотре в Чикаго — приз за лучшую режиссуру. Заинтересует ли киноакадемиков картина о событиях 1962 года в Новочеркасске?
Читать на полной версииКартину Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» выдвинули на премию «Оскар» от России в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Черно-белая кинолента повествует о событиях 1962 года в Новочеркасске, где во время разгона демонстрации рабочих погибли 24 человека, 87 получили ранения. В Советском Союзе подробности случившегося были засекречены.
Главная героиня фильма — коммунистка, работник горкома Людмила. Ее играет Юлия Высоцкая. Когда встает вопрос, что делать с бастующими рабочими на электровозостроительном заводе, Людмила решает: необходимо найти зачинщиков и максимально строго их наказать. Но вскоре выясняется, что среди участников забастовки есть и дочь Людмилы.
Мировая премьера картины прошла на Венецианском кинофестивале. Там Кончаловский получил спецприз жюри и со сцены поблагодарил бизнесмена Алишера Усманова. Последний является генпродюсером ленты. В Чикаго картина «Дорогие товарищи!» была отмечена за лучшую режиссуру, а в Сочи — закрывала «Кинотавр». При этом Кончаловский, комментируя выдвижение фильма на Оскар, выразил сомнение, что иностранные зрители смогут его понять.
Однако, по мнению журналиста, члена Союза кинематографистов России Марии Безрук, шансы новой работы Кончаловского на «Оскар» высоки.
Мария Безрук журналист, член Союза кинематографистов России «Это достойный фильм большого мастера, причем русского режиссера, которого знают на Западе, в том числе в Соединенных Штатах. Он там жил, снимал. Это очень важный фактор для академиков, которые будут голосовать. Режиссер Кончаловский — это все-таки знакомое лицо. Что касается самого фильма, безусловно, это весьма достойная работа, очень актуальная. Когда я смотрела эту картину на «Кинотавре», я была потрясена, насколько то, что я видела на экране, рифмовалось с программами новостей, в частности, с Белоруссией.
Решения последних лет, которые мы наблюдаем на «Оскаре», — весьма сомнительны. Новации, которые в этом году произошли, они не в пользу искусства. Андрей Сергеевич высказывался на эту тему тоже. Факт наличия в лонг-листах, в шорт-листах таких картин как «Дорогие товарищи!», немножко возвращает премию к истокам, к тем временам, когда все-таки диалог с премией «Оскар» шел на уровне искусства, на уровне высказываний, а не в сфере неких политических и конъюнктурных соображений. С одной стороны, мы не знаем, какова будет позиция Академии в связи со сменой власти в Соединенных Штатах. Допускаю, что политическая повестка дня будет такова, что как раз наличие русского фильма в номинации будет интересным. Наблюдая за тем общим уровнем картин, которые попадают в номинации и получают призы, могу вам сказать, что фильм вполне себе конкурентоспособен».
В сентябре американская киноакадемия представила список критериев инклюзивности, которым должны будут соответствовать картины, чтобы рассматриваться на премию в номинации «Лучший фильм». Но эти правила заработают с 2024 года. Кончаловский говорил, что его новые стандарты для определения номинантов не волнуют.
Для Кончаловского «Дорогие товарищи!» — третий фильм, выбранный российским кандидатом на «Оскар». До этого в 2002 году его «Дом дураков» не вошел в шорт-лист, а в 2016 году картина «Рай» вошла, но не получила номинацию.
В 2014 году комитет обсуждал выдвижение на «Оскар» фильма Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Но тогда сам режиссер обратился к главе Российского оскаровского комитета Владимиру Меньшову с просьбой исключить картину из числа рассматриваемых в качестве кандидатов на получение премии. Режиссер заявил, что считает неправильным бороться за премию американской киноакадемии после критики, которой он подвергал российский кинематограф за «голливудизацию».
В этом году выдвижение фильма «Дорогие товарищи!» вполне ожидаемо, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин.
— На том безрыбье, какое являет кинематографический пейзаж в этом году в России, по крайней мере, этот фильм, конечно, выдающееся событие. Рано судить о том, каковы его шансы, потому что мы не знаем контекста, в который он попадет. Уже известно название четырех или трех десятков картин, которые выдвинуты на «Оскар», но до 1 декабря (дедлайн выдвижения фильмов национальными кинокомиссиями) еще много времени. Я думаю, что будет выдвинут датский фильм «Еще по одной», тоже очень сильный конкурент.
— Сам Кончаловский скептично относится к церемонии и награде?
— Я расцениваю это как некоторую перестраховку режиссеров, которые, понимая, что могут проиграть, заранее скептически относятся к самой этой награде. Я думаю, что он будет очень рад, если он получит «Оскар», я думаю, он будет очень рад, если попадет в номинанты, я думаю, что он будет и дальше говорить, что эта премия ни шиша не стоит, если он не попадет в номинанты.
В 2017 году Андрей Кончаловский в интервью ТАСС сравнил премию Американской киноакадемии с сетью ресторанов быстрого питания McDonaldʼs: «Если бы я жил в Америке, возможно бы хотел «Оскар» получить, но зачем мне «Оскар» в России? Я считаю, что сейчас «Оскар» — как и McDonaldʼs, это транснациональная корпорация. И качество у нее очень сомнительное».
В российский прокат картина «Дорогие товарищи!» вышла в этот четверг, 12 ноября.