QR в каждый бар: власти Москвы призвали общепит регистрировать всех посетителей
Мэрия предложила московским кафе, барам и ресторанам, а также магазинам ввести систему QR-кодов. Пока это лишь рекомендация. Обязательным чек-ин сейчас является только в ночных заведениях. Как смотрится российская система QR-профилактики на фоне зарубежных?
Читать на полной версииВласти Москвы предложили магазинам, сетям быстрого питания и фудкортам ввести систему QR-кодов, сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя департамента торговли и услуг Алексея Немерюка. Пока мера озвучивается в виде рекомендации, но некоторые заведения и сети уже прислушались. Похожие противоковидные схемы есть и в других странах.
Законодателем моды на умную борьбу с вирусом стал Китай. Еще зимой, сначала в отдельных городах, а затем и по всей стране, была введена система тотального QR-контроля. Теперь каждый житель КНР не может выйти из дома без телефона с зеленым QR-кодом — его просто не пустят в магазин, ресторан или такси.
В теории система должна присваивать желтый код самоизоляции всем контактам человека с красным кодом диагноза. На практике же механизм работает отнюдь не безупречно. Как рассказывает корреспондент FT в Пекине Дон Вайнланд, после поездки между регионами его код оставался желтым даже после недельного карантина, но зато ему удавалось обманывать систему скриншотом с зеленым кодом.
Как указывает Институт Лоуви, китайские власти не раскрывают принцип работы алгоритма. Однако, как минимум предположить, каким образом система отслеживает контакты заболевших, все же можно. О двух методах смарт-профилактики рассказывает обозреватель WSJ Джоанна Стерн.
В любом случае, российская система QR-профилактики принципиально отличается от китайской — в Москве коды присваиваются не людям, а заведениям. В этом российская столица похожа на Великобританию, где регистрация посетителей по QR-коду обязательна с сентября. Как пишет шотландский The National, бизнес доволен решением и называет его «безболезненным и эффективным». Принципы работы системы описаны в видео британского Минздрава.
Московский механизм QR-регистрации неоднократно подвергался критике как неэффективный. К нему возникают вопросы: а что, если человек находился в другом углу зала; а что, если ушел еще до того, как пришел заболевший; а почему коды введены только в ночных заведениях — и так далее. С другой стороны, меру можно назвать безболезненной — процедура регистрации довольно простая, а людей не отправляют на карантин, а просто уведомляют о контакте.
Вся процедура регистрации по QR-коду занимает буквально минуты полторы, говорит журналист Business FM Александра Сидорова, которая недавно опробовала систему на себе.
Александра Сидороважурналист Business FM«Сами сотрудники, конечно, с легкой иронией относились к этой системе QR-кодов. По их рассказам, у них еще не было такого, чтобы пришло уведомление о том, что в их место приходил кто-то зараженный ковидом. Так же было во втором заведении, в которое я пришла, — все очень быстро, и мне за вот эти две недели, когда я была в обеих локациях, где нужно было зарегистрироваться, никаких ответных эсэмэсок от Департамента информационных технологий Москвы не приходило. То есть я была в тех местах, где, видимо, заболевших впоследствии не обнаружили».
По словам главы столичного Департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, рестораторы уже «активно подключаются к системе». 12 ноября стало известно, что московская сеть KFC вводит QR-регистрацию вслед за McDonald's. По данным московских властей, чек-ин посетителей уже проводят более 4000 организаций, в том числе некоторые рестораны и гостиницы. За первые 10 дней работы системы оповещения о контакте с заболевшими получили более 1700 человек.