Усадьба Патрикеева уже однажды была сожжена. Это сделали крестьяне во время революции 1905 года. Несколько лет спустя на этом месте был построен особняк в стиле модерн, но при этом в виде средневекового замка. Этот эффект достигается за счет угловых башен и щипцовых фронтонов по центру фасадов. Считается, что усадьба стала прообразом клиники профессора Стравинского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Автор проекта — известный архитектор Федор Шехтель. Хотя особняк Патрикеева находится на территории Москвы, исторически сложилось так, что собственность на здание оформлена на подмосковный город Химки, говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков.

Андрей Новичков координтор общественного движения «Архнадзор» «До 2017 года там располагалась городская больница. Ее, к сожалению, оттуда вывели. Вроде собирались здание это отреставрировать, но этого сделано не было. Все это время там присутствовала охрана, но во время карантина охрану просто поснимали. Сейчас, соответственно, находится под угрозой разграбления. Там толпами шастают подростки. Громят оставшуюся мебель. Бездомные, которые там живут, пытались разжечь старинный камин, который не приспособлен под растопку. Сейчас мы обращаемся в Министерство культуры РФ, чтобы они обязали городской округ Химки выставить там охрану и определить его целевое использование».

Одним из способов решения проблемы бесхозного объекта культурного наследия, имеющего высший охранный статус, могла бы быть его приватизация. В России существует целая группа частных инвесторов, которые вкладывают в подобные здания средства. Причем в подавляющем большинстве случаев как правило речь не идет о бизнес-проектах, а о меценатстве чистой воды. Эта процедура давно отработана, говорит директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин.

Виссарион Алявдин директор Ассоциации владельцев исторических усадеб «Большая часть наших объектов культурного наследия, особенно в небольших городах, находится, к сожалению, в очень неудовлетворительном состоянии. На них явно нет средств в бюджете. Выходом из такого положения, конечно, является разумная законная приватизация, что предусмотрено нашим законом. И такая практика уже существует достаточно много лет. Просто это способ спасения памятников. Это договор, основной частью неотъемлемо являются некие охранные обязательства, или, говоря юридическим языком, обременение. Собственник не может надстраивать здание, не может изменить там несущие конструкции. Он все это должен сохранить».

Когда здание остается без присмотра, это становится верным путем к его быстрому уничтожению. Так погибли многие усадьбы, в том числе усадьба-замок Храповицких в Муромцеве Владимирской области.

Теоретически невыполнение обязанностей по сохранности объекта культурного наследия может повлечь его изъятие через суд. Но это достаточно долгая процедура, а угроза усадьбе Патрикеева и его на удивление хорошо сохранившимся интерьерам, включая такой редкий элемент, как витраж на центральном остеклении зала, существует прямо сейчас.