В проекте бюджета на подпрограмму «Развитие сети общественных туалетов» в 2022 году Москва затратит рекордную сумму с 2016 года — 2 млрд рублей. Всего за три года на нее планируется потратить 5,7 млрд рублей, сообщает РБК.

Так называемые золотые модули — туалеты, которые сейчас стоят по всей Москве, оцениваются в сумму от 1,5 млн до 2 млн рублей. То есть на выделенные деньги можно приобрести не более 1,3 тысячи туалетов, а для столицы это необходимый минимум, говорит владелец портала «Туалет.ру» Владимир Приоров.

— В 2012 году было принято постановление устанавливать только модульные туалеты определенного дизайна и определенной схемы расстановки. И на тот момент было принято решение установить 1,3 тысячи туалетов такого типа. На сегодняшний день, с 2012-го по 2020 год установлено максимум 350-400 туалетов, причем из них далеко не все работают, ну, максимум около 300 туалетов, так называемые золотые модули. Вычитаем, получаем, что еще 900 туалетов надо установить. То есть, в принципе, вот эти 2 млрд, о которых вы говорите, они только могут скомпенсировать нехватку туалетов, которые были заложены в программе еще в конце 2012 года. На сегодняшний день, чтобы нормально удовлетворить потребность Москвы, 2 тысячи таких модулей надо, на две кабины если брать. В принципе, нужно не 2 млрд, а действительно 5 млрд, может, решат эту проблему.

— Окупается ли это?

— По опыту, без субсидирования со стороны бюджета на обслуживание и ремонт этих туалетов они убыточны будут. Либо же они будут в таком состоянии, что их будет просто стыдно посещать. Прибыль была в 1990-е годы, когда ставили пластиковые кабины и быстренько их окупали. На этих туалетах прибыль начинается где-то через шесть-семь лет эксплуатации, но, как правило, через это время они уже в таком состоянии, что их нужно ремонтировать или менять.

Бюджет Москвы составляет порядка 3 трлн рублей. На этом фоне 2 млрд — небольшие деньги, которые потратят на необходимую столице инфраструктуру, считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.

— Эта типичная проблема решалась раньше только в границах основных парков, Парка Горького и так далее, а если говорить в целом о городе, городской среде, об улицах, об основных общественных местах, не создана нормальная комфортная инфраструктура для человека. Тем более когда речь идет о таком мегаполисе, который еще и претендует на центр притяжения туристов. Чем больше, тем лучше. Я могу сказать, что для многих городов-миллионников нет возможности выделить такие деньги на ремонт водоканала или канализации, того, без чего люди вообще жить не могут. А в Москве вот выделяется на общественные туалеты.

— А нужны ли они в пандемию?

— Поток приезжих туристов настолько сократился, что, по-моему, самое время облагородить и обустроить эти самые улицы, потому что это можно сделать без каких-то супернеудобств. Понятно, что жизнь вернется к своему привычному ритму, а город не должен, на мой взгляд, радикально менять свою стратегию развития, особенно, в части таких мелких расходов, которые очевидно необходимы. Доделывают то, что сразу не стали делать.

Еще один рекорд по затратам — программа «Моя улица». В 2022 году она обойдется московскому бюджету в 33 млрд рублей. Это максимальная сумма с 2017 года.