Власти Литвы аннулировали лицензии на импорт электроэнергии из Белоруссии
В Вильнюсе считают, что проект Белорусской АЭС не соответствует международным стандартам в сфере ядерной энергетики. Физический пуск первого энергоблока состоялся в конце августа, 3 ноября он был включен в объединенную энергосистему страны
Читать на полной версииПервые планы строительства АЭС в Белоруссии появились еще в 1960-х годах. Ее хотели разместить в Витебской области на берегу озера Дрисвяты. Но в итоге было решено перенести станцию на другой берег озера, на территорию Литовской ССР.
В 1983 году там была запущена Игналинская АЭС, которую власти независимой Литвы остановили в 2009-м. В том же 1983-м началось возведение Минской атомной теплоэлектроцентрали. Но после аварии в Чернобыле строительство остановили.
Только в 2009-м официальный Минск обратился к Москве с предложением о сооружении атомной электростанции. Через два года в Гродненской области, в 50 километрах от столицы Литвы — Вильнюса — началась подготовка площадки для БелАЭС. 3 ноября первый энергоблок Белорусской АЭС был включен в объединенную энергосистему Белоруссии.
Строительство первой в республике атомной электростанции еще продолжается, а белорусский президент уже говорит, что Белоруссии нужна вторая АЭС. С таким заявлением Александр Лукашенко выступил накануне официальной церемонии запуска первого энергоблока.
«Мы откроем атомную станцию — электроэнергии будет предостаточно. Протестуны наши плачут, что некуда девать электроэнергию. Слушайте, как некуда девать электроэнергию, нам еще надо одну станцию такую построить для того, чтобы уйти от зависимости по углеводородам».
Реальность несколько отличается от заявлений Лукашенко. Еще до ввода в строй БелАЭС в республике был профицит электроэнергии. Излишки белорусы продавали в соседнюю Литву — благо еще c советских времен существует единое энергокольцо между Белоруссией, Россией и Прибалтикой. Теперь получается, что литовцы ничего покупать не будут, хотя физическая возможность для этого есть. И свободной электроэнергии в соседней республике станет еще больше. Комментирует белорусский экономист Леонид Фридкин.
Леонид Фридкин экономист «В Беларуси была принята не так давно программа увеличения использования электроэнергии, которая представляет собой такую отчаянную попытку распихать электроэнергию по каким-то новым направлениям. Например, увеличить сеть водоснабжения за счет электроэнергии атомной электростанции, заменить в быту использование газа электричеством, но все это не решает этих проблем. Но на сегодняшний день вообще нет желающих покупать эту электроэнергию. Ни одна из сопредельных стран не выразила желание покупать электроэнергию, это такая специфическая сфера, где нельзя запаковать в контейнеры и отправить на другой конец света».
Литва утверждает, что проект БелАЭС осуществлялся с нарушениями международных требований в сфере ядерной энергетики. Ранее парламент балтийской республики объявил станцию угрозой национальной безопасности, а в конце прошлого года Литва подписала контракт на закупку 4 млн таблеток йода на случай аварии на Белорусской АЭС. Вот как прокомментировал все это глава «Росатома» Алексей Лихачев в недавнем интервью Владимиру Познеру.
«Во-первых, никакие таблетки никому не помогут, но ничего не случится — и это хорошая новость. Второе — станция в Белорусии строится исключительно под контролем МАГАТЭ, под контролем «Евратома» по всем стандартам и регламентам безопасности. Строится «Росатомом» как референтная станция, как тиражирование двух станций в Ленинградской области. Я думаю, правительство Литвы просто оправдывается перед населением о том, что сами вывели лучшую станцию в мире в свое время, просто разрезали ее, из нетто-экспортера электроэнергии превратились в страну, которая 65% электроэнергии покупает из-за рубежа по высоким именно ставкам».
На сооружение БелАЭС Россия выделила кредит в размере 10 млрд долларов, что покрывает 90% стоимости контракта. Оставшиеся 10% закрыл кредит ВЭБа. Вопрос в том, как все это Минск будет отдавать, если соседние страны отказались покупать белорусскую электроэнергию.