Минздрав ответил на сообщения о нехватке противораковых препаратов
Благотворительные фонды заявили о дефиците в России базовых незаменимых лекарств для онкобольных, в том числе детей. Минздрав уже отреагировал: он обещает дополнительное регулирование, в том числе увеличение предельной отпускной цены на эти препараты
Читать на полной версииМинздрав подготовил документ, предусматривающий увеличение предельной отпускной цены на противоопухолевые препараты. Так в министерстве ответили на открытое письмо к президенту с заявлением о том, что в России онкобольным, включая детей, не хватает необходимых лекарств. Свои подписи поставили 27 благотворительных фондов. Среди них — фонд Константина Хабенского, «Подари жизнь», «Справедливая помощь Доктора Лизы», «Фонд борьбы с лейкемией» и другие. Они считают, что нехватка лекарств может привести к гибели многих пациентов.
Согласно открытому письму, в стране не хватает 26 незаменимых противоопухолевых препаратов. Как отметил главный внештатный специалист Минздрава, детский онколог-гематолог Александр Румянцев, перебои с десятью лекарствами начались еще в прошлом году. Причина — распространение закона «третий лишний» о преференции отечественным компаниям на лекарства и рекомендация ФАС больницам закупать медикаменты по минимальной цене. Медицинское сообщество тогда предупреждало, что ухудшение качества лекарств привело к снижению выживаемости: в последние годы частота онкорецидивов у детей возросла с 4% до 15%, и в год умирают около 100 детей, которых при прошлой практике вполне можно было бы вылечить.
Этой осенью у фармкомпаний добавились новые проблемы — с закупками сырья и с обязательной маркировкой. В результате с рынка стали уходить производители. Пропали препараты, которые уже десятки лет составляют основу лечения онкобольных, говорит онколог-гематолог Александр Румянцев.
Александр Румянцев главный внештатный специалист Минздрава, детский онколог-гематолог «В частности, например, российская фирма «Лэнс-фарм» объявила летом, что прекращает поставку трех незаменимых лекарств. Причем эти лекарства простые, им уже много лет. Вообще, лекарственной терапии примерно 50 лет, и многим лекарствам уже по 30-40 лет, и они являются общепринятыми повторяемыми генериками, поэтому они недорогие, все они получаются химическим путем, и как раз эти простые лекарства стали уходить с рынка. Нам сейчас для того, чтобы спасти ситуацию, пришлось пытаться с помощью благотворительных фондов, организаций закупать их в Белоруссии, Казахстане, где эти лекарства еще есть».
Сейчас дети из регионов едут на лечение в крупные федеральные онкоцентры. Там еще есть остатки лекарств. Но эти клиники переполнены, и там тоже уже возникает дефицит.
В этом году в России резко сократилось производство многих онкопрепаратов: согласно приведенным в письме данным RNC Pharma, производство этопозида в 20 раз меньше, чем в прошлом году, винкристина — в четыре с лишним раза, метотрексата — в два раза. А более 75% заявок больниц на закупку этого препарата остались без предложения.
В сентябре-октябре компания «Верофарм», один из ключевых российских поставщиков онколекарств, отозвала из обращения (в частности, в связи с обнаружением примесей) более 100 серийных партий важнейших противоопухолевых лекарств. При этом речь идет в том числе и о препаратах против излечимых болезней, отмечает одна из подписантов открытого письма, директор Фонда борьбы с лейкемией Анастасия Кафланова.
Анастасия Кафланова директор Фонда борьбы с лейкемией «Ситуация действительно катастрофическая, потому что мы сейчас говорим даже не о том, что это очень дорого стоит и где найти деньги, чтобы закупить эти лекарства, это даже не таргетные препараты, это обычные, базовые недорогие лекарства, которые входят в большинство протоколов химиотерапии. Это коснется всех, лечить физически нечем, их нет, их не производят. Как будут выкручиваться из этой ситуации врачи, мне не очень понятно».
Медицинское сообщество сходится во мнении, что проблема с лекарствами может быть быстро решена только, что называется, в ручном режиме и при наличии политической воли. Фонды предлагают на первое время сделать срочную госзакупку и распределение по клиникам тех препаратов, с которыми наиболее тяжелая ситуация. Параллельно — отменить правило «третий лишний» для лекарств гематологического и онкопрофилей, а также пересмотреть тот самый приказ о минимальной цене контракта. И создать систему контроля и быстрого реагирования, чтобы в будущем онкобольные без перебоев обеспечивались качественными препаратами.
В Минздраве заявили, что на поставки лекарств и ценообразование повлияла пандемия, из-за которой выросли цены на фармсубстанции. В министерстве добавили, что держат ситуацию с наличием лекарств на контроле и собирают информацию для оперативной поставки в наиболее проблемные субъекты.