Обновлено 25 октября в 16:18

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, с 1 июля, когда была запущена система маркировки лекарств, в ней зафиксировано два сбоя. Оба были устранены оператором в течение суток. Проблемы есть, но, как утверждает министр, они связаны не с самой системой, а с «недостаточной технической готовностью дистрибьюторов и ряда аптечных организаций к работе с маркированными препаратами».

После введения уведомительного порядка аптеки смогут отпускать препараты, не дожидаясь отклика от системы маркировки. И это решит все проблемы, заявил Business FM Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий — единого оператора системы маркировки товаров «Честный знак».

Реваз Юсупов заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий «Аптеки, получив партию лекарственных препаратов, уведомляют об этом систему. И этого достаточно, то есть больше ничего не ждут от системы, никакой обратной связи. Они просто уведомляют об этом и потом продают лекарства. Система сама автоматически производит все оформление, достраивает цепочку. Для этого аптеке надо, соответственно, делать все по закону: принять препараты, продать их, выдать покупателю кассовый чек, и вся эта информация с кассы уходит в систему, достраивая цепочку. Любая аптека, когда покупает препарат, — до маркировки, не важно, — все равно принимает у себя в своих учетных системах эти препараты к себе на баланс».

Участники рынка еще весной обращались в Госдуму с просьбой отложить введение обязательной маркировки лекарств из-за ограничений в связи с распространением коронавируса. Власти не прислушались.

Летом все было относительно спокойно. Но уже в октябре к традиционному сезонному росту заболеваемости ОРВИ добавилось резкое увеличение числа заражений коронавирусом. Как результат — ажиотажный спрос на лекарства. Ну и сама система маркировки, видимо, еще далека от идеала. Вот и получилось то, что получилось: многие препараты из российских аптек просто исчезли.

Так что решение временно упростить требования к маркировке лекарств правильное, и действовать оно должно как минимум год. Такое мнение высказал генеральный директор сети социальных аптек «Столички» Евгений Нифантьев.

Евгений Нифантьев генеральный директор сети социальных аптек «Столички» «Маркировка — это хороший и важный процесс. Абсолютное большинство участников рынка за маркировку. Вопрос в том, что сегодня она в том виде, в котором она должна работать, не работает по причине того, что оператор не справляется с таким большим объемом операций на рынке. Это миллиарды упаковок. Я предполагаю, что такой уведомительный порядок должен быть продлен на год, чтобы точно разобраться с системой. Для нас ведь самый главный человек — пациент. Не должно быть так, чтобы какая-то система не давала возможности лекарственным препаратам дойти до пациента».

Непонятно, что будет со штрафами за реализацию лекарств, произведенных после 1 июля, данные о которых не были занесены в систему маркировки. Участники фармрынка надеются, что штрафовать за это пока не будут. Комментирует директор по развитию бизнеса компании «Авеста Фармацевтика» Олег Купленский.

Олег Купленский директор по развитию бизнеса компании «Авеста Фармацевтика» «Была такая полуофициальная информация со стороны Роспотребнадзора, что все прекрасно понимают те сложности, с которыми столкнулись организации, занимающиеся продажей и реализацией лекарственных средств. До момента, пока система МДЛП не начнет работать без сбоев, вроде как какие-то штрафные санкции за непередачу данных не предполагались. Опять же, это все носило характер не совсем официальный».

Остается вопрос, когда исчезнувшие из розницы лекарства появятся вновь. «Зависшие» в системе маркировки препараты, которые есть в самих аптеках или на складах сетей, наверное, можно сразу пускать в продажу. То, чего нет в наличии, поставят дистрибьюторы. Хочется надеяться, что много времени на это не потребуется. Главное, что у российских фармкомпаний проблем с выпуском лекарств нет: по словам того же Мантурова, объем произведенной продукции в сентябре вырос более чем в 1,5 раза по сравнению с апрелем. В октябре, как отметил министр, тенденция роста сохраняется. Правда, Мантуров ничего не сказал про иностранных производителей. К примеру, про фармкомпанию «Гедеон Рихтер», которая из-за проблем с маркировкой остановила поставки на российский рынок.

Ассоциация фармпроизводителей пока не видит улучшений на рынке как минимум потому, что производителей это упрощение не коснулось, говорит генеральный директор ассоциации Виктор Дмитриев.

Виктор Дмитриев генеральный директор Ассоциации фармпроизводителей «Маркированная продукция может двигаться по товаропроводящей цепочке без уведомления оператора. Если это так, тотеряется целеполагание, потому что когда всю эту систему затевали, она должна была предотвращать попадание в обращение фальсифицированных лекарств. Если такого обмена не будет с операторами, значит, цель достигнута быть не сможет, это первое. Второе — нам не очень понятно пока, будем ли мы платить за это удовольствие. Потому что сейчас за каждую маркировку мы платим 60 копеек: 50 — оператору, 10 копеек — НДС. Если та конструкция, которую нарисовал Мантуров, будет действовать, то нам тогда вообще непонятно, а за что мы платим-то? С нами не посоветовавшись, Минпром выдал вот это заявление, что у них там было в голове, когда они решили два звена как бы разрешить, а производителей не трогать. Поэтому я здесь пока не вижу логики. А что надо сделать? Мы должны убедиться в том, что оператор в состоянии делать работоспособную систему, пока мы этого не увидели. Как они говорят, я в данном случае имею в виду оператора, в системе сейчас не больше 10% препаратов маркированных, и она рухнула уже».

Первыми из аптек пропали антибиотики «Таваник» и «Сумамед» и препарат от тромбоза «Курантил». Как пообещал глава Минпромторга Денис Мантуров, теперь проблем с покупкой лекарств у россиян не будет. Под видом клиента мы узнали в аптеках о наличии ранее дефицитных лекарств: в аптеках «Горздрав», «Е-Аптека» и «36,6» сказали, что этих препаратов нет.