Действительно ли жители граничащих с Москвой городов и областей не хотят занимать освободившиеся вакансии?
Уровень безработицы в Подмосковье вырос в шесть раз, заявила министр социального развития региона Ирина Фаевская. В Центре стратегических разработок посчитали, что около 40% российских компаний испытывают кадровый голод из-за отъезда мигрантов
Читать на полной версииПо данным Центра стратегических разработок, самый большой кадровый голод из-за оттока мигрантов возник в такси и в сервисах курьерской доставки. Мэр Москвы говорил о том, что особенно остро проблема встала в жилищно-коммунальной сфере. Жалуются строители.
Проблема с мигрантами возникла в основном из-за закрытия границ, плюс сезонность. Те, кто смог уехать на родину, потеряв работу в первый локдаун, не спешат возвращаться, потому что боятся второго закрытия. К тому же не так-то просто уехать и приехать в принципе.
А в Подмосковье в это же время кратно растет уровень безработицы. Как заявила министр социального развития области Ирина Фаевская, уровень безработицы в регионе вырос в шесть раз в период с апреля по октябрь 2020 года. В настоящее время в Подмосковье насчитывается примерно 150 тысяч безработных граждан.
Чтобы понять, действительно ли жители области просто не хотят занимать освободившиеся рабочие места дворников, разнорабочих, строителей и таксистов, прежде всего нужно знать, сколько реально зарабатывают мигранты. С вопросом о средних цифрах мы обратились к руководителю межрегиональной общественной организации «Киргизское единение» Абдыганы Шакирову.
Абдыганы Шакиров руководитель межрегиональной общественной организации «Киргизское единение» «Дворники получают от 25 тысяч до 40 тысяч, может быть, примерно. Каменщики получают 90 тысяч рублей, это я точно знаю. Плиточник, может быть, чуть меньше, смотря где работает. Но оно не увеличивается, потому что на стройке многие мигранты приезжают на работу сезонно, а как раз зима приближается, и был их отток. Даже если поднимут заработную плату, то желающих будет не так уж и много».
Представители некоторых такосмоторных и стройкомпаний говорят, что им приходится поднимать зарплаты. Тенденцию видят и в компании Superjob.ru, говорит руководитель исследовательского центра этого портала Наталья Голованова.
Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob.ru «По понятным причинам мигранты не ищут работу на Superjob. У нас нет прямой статистики, но мы видим спрос на рабочие специальности. Причем мы видим, что люди мигрируют от одной профессии к другой, готовы переходить туда, где платят чуть больше. Соответственно, компании оказываются перед выбором: мотивировать таких людей зарплатой или держать тот уровень, который у них был».
А вот представитель киргизской диаспоры повышения зарплат для мигрантов не зафиксировал. Зато господин Шакиров отмечает, что оставшиеся в Москве мигранты получили возможность работать сразу в двух-трех местах.
Что касается вопроса замещения мигрантов жителями других российских регионов, то нежелание граждан России работать за эти деньги — это вопрос дискуссионный. В той же системе ЖКХ все выстроено так, что жителя того же Подмосковья дворником в столицу просто не возьмут, говорит председатель Жилищного союза, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин.
Константин Крохин председатель Жилищного союза, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ «Что происходит? По бумаге, по ведомости начисляется 50 тысяч рублей с налогами. На руки они получали раньше 24, 22 тысячи. А сейчас им стали давать по 18 — притом что объем работ, участки увеличились. То есть они выполняют работу за соседа, за «мертвые души», которые там не работают, но зарплаты получают. Существуют бригадиры, которые получают на карточку эти деньги, а потом между ними распределяют. То есть получается, что система-то финансово обеспечена. Техника есть, общежитие есть. Но происходит, по сути, хищение, воровство этих денег где-то наполовину между ГБУ «Жилищник», руководством, посредниками и бригадирами от этнической мафии, которые обеспечивают трафик рабочей силы».
Частично это подтверждает журналист газеты «Подмосковное самоуправление» Константин Филин. По его словам, на декларируемую зарплату дворника или рабочего желающих в регионе достаточно. Мало кто согласен идти работать за те деньги, которые мигрантам платят реально. Рассказал Константин Филин и о своем собственном опыте работы на стройке.
Константин Филин журналист газеты «Подмосковное самоуправление» «Я на стройке поработал три месяца, зарекся больше никогда в жизни этого не делать. Проблема всех строек, в том числе московских, это кидалово. Людей просто кидают, им просто не платят. Там очень мало оформленных официально. Это очень большой сектор теневого бизнеса. На бумагах все официально, все хорошо по заказчикам, а по факту там работают уже нанятые подрядчики».
Впрочем, некоторые работодатели отмечают, что россияне, работающие на низкооплачиваемых должностях, часто бывают гораздо менее эффективными по сравнению с мигрантами с точки зрения производительности труда и еще менее дисциплинированными. Так, угрозу для выхода на работу для части граждан может представлять полученная ими же накануне зарплата.