Сможет ли Москва примирить Баку и Ереван? Комментарий Георгия Бовта
Пашинян, видимо, хотел бы, чтобы Россия вмешалась уже сейчас — под предлогом борьбы с терроризмом, считает политолог. Между тем и Пашинян, и Алиев уже выразили готовность к новым переговорам
Читать на полной версииПремьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о готовности приехать в Москву для переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Он заверил, что он «готов приложить все необходимые усилия, в том числе и поехать, встретиться, поговорить».
Ильхам Алиев также заверил, что в Баку «готовы для любых контактов». Он также напомнил, что «много раз лично президент России Владимир Путин и до него Дмитрий Медведев проводили трехсторонние встречи между руководителями Армении и Азербайджана». «Но после того, как власть в Армении перешла в руки условного Сороса, такие контакты прекратились», — отметил он.
Заявление о готовности встретиться на уровне руководства двух воюющих стран прозвучало впервые с начала нынешнего конфликта в Нагорном Карабахе. Ранее и Пашинян, и Алиев выражались в том смысле, что говорить им особенно не о чем. Например, Ильхам Алиев однозначно делал акцент именно на военном решении конфликта.
Тем более что азербайджанской армии, судя по всему, удалось добиться ряда тактических успехов, захватив несколько населенных пунктов. Однако, во-первых, сделать это удалось ценой довольно больших потерь. Во-вторых, дальнейшее продвижение на армянские позиции в горной местности чревато еще большими потерями и втягиванием в затяжную войну, к которой обе страны, особенно Армения, судя по всему, не очень расположены и не очень готовы.
Россия уже попыталась сыграть миротворческую роль, именно при ее посредничестве было заключено гуманитарное перемирие сначала 10 октября, потом с 18 октября. Правда, оно не соблюдается. И уже были случаи, когда военные действия, с обстрелом мирных населенных пунктов, переносились за пределы собственно Карабаха и тех семи прилегающих оккупированных армянами азербайджанских районов, которые Ереван провозгласил «зоной безопасности». Прецедент перенесения военных действий на территорию Армении между тем может стать поводом для вмешательств в конфликт ОДКБ, членом которой Армения является.
Судя по всему, некие обещания на сей счет Пашинян от Москвы получил. Однако он, видимо, хотел бы, чтобы Россия вмешалась уже сейчас. Под предлогом борьбы с терроризмом. На днях, приведя пример Сирии, где Россия предприняла антитеррористические действия далеко от своих границ, армянский премьер выразил мнение, что наемники из Сирии, участвующие в войне против Нагорного Карабаха, представляют угрозу не только для Армении, но и для России, а потому у Москвы «есть легитимное право и основания реагировать на эту ситуацию».
Баку и Ереван активно спорят на тему наемников. С одной стороны, Ереван не отрицает, что на его стороне сражаются курдские добровольцы, что, в свою очередь, вызывает резкое недовольство Турции. С другой стороны, Баку, как и Анкара опровергают факты переброски силами Турции исламистов из Сирии для участия в боях в Карабахе. Хотя в западной печати, в том числе американской, были публикации на сей счет. Так, на днях газета The Washington Post опубликовала репортаж с турецко-сирийской границы, где родственники встречали рефрижератор с телами 52 наемников, якобы погибших в Карабахе, сражаясь на стороне Азербайджана.
Однако это все же был репортаж с сирийской границы, а не с азербайджанской. Да и саму американскую прессу можно вполне заподозрить в симпатиях к Армении, но не к Азербайджану и Турции. И одни и те же факты якобы участия сирийских исламистов в боях в Карабахе циркулируют по западным СМИ со ссылками либо на соцсети, либо на базирующуюся в Великобритании Сирийскую обсерваторию по правам человека (SOHR), веры которой после фальсификации химических атак со стороны режима Асада нет. Так что доказательств участия исламистов в боях в Карабахе пока маловато. Тем не менее привлечение внимания Москвы к этой теме Ереваном не нравится Баку.
Есть и еще одно обстоятельство, которое, возможно, подталкивает воюющие стороны пойти на хотя бы временное перемирие. Несмотря на то, что пока их переговорные позиции выглядят совершенно непримиримыми. В случае прихода к власти в США демократической администрации Байдена, позиция Вашингтона по отношению к Азербайджану и поддерживающей его Турции может ужесточиться. При этом связи Еревана и лично премьера Пашиняна со структурами, близкими именно Демпартии, известны. Байден уже давал понять, что он не признает решения карабахского вопроса в пользу Азербайджана, если оно будет достигнуто военным путем. Так что Баку и Еревану лучше сейчас попытаться зафиксировать свои позиции при посредничестве Москвы и выждать, чем закончатся выборы в Америке.