Санкции в стиле развесистой киноклюквы. Комментарий Георгия Бовта
Евросоюз из-за инцидента с Алексеем Навальным введет санкции против шести российских высокопоставленных чиновников
Читать на полной версииПо сообщению The New York Times, Евросоюз из-за инцидента с Навальным введет санкции против шести российских чиновников. На том основании, что они «были напрямую осведомлены об отравлении или были вовлечены в его планирование».
Речь идет о руководителе ФСБ Александре Бортникове, первом замглавы президентской администрации Сергее Кириенко, главе управления внутренней политики администрации Андрее Ярине, двух заместителях министра обороны — Алексее Криворучко и Павле Попове и полпреде президента в Сибирском федеральном округе Сергее Меняйло. Кроме того, санкции будут введены против Государственного института органической химии и технологий, якобы разработавшего отравляющее вещество «Новичок».
Представим себе сюжет голливудского фильма про отравление Алексея Навального, который, разумеется, будет там назван единственной надеждой бедной, замученной России вырваться из царства тьмы. По ходу фильма первый замглавы кремлевской администрации, за спиной которого стоит, вытянувшись в струнку, куратор внутренней политики, звонит на Лубянку, чтобы согласовать время и место отравления врага народа. Почему первый замглавы, а не сам глава, спросите вы? Потому же, почему в американских фильмах главный политический злодей обычно бывает рангом не выше сенатора от неизвестного штата или заместителя прокурора.
Или другой вариант: все они в компании директора ФСБ, восседающего во главе длинного дубового стола, уставленного черной икрой, осетриной, другими яствами и украшенного двуглавыми орлами, строят козни в роскошном, но мрачном подвальном московском ресторане под водку, соленую капусту и танцы вокруг шеста обнаженных агенток ФСБ, потому что не агентки в таких ресторанах не танцуют.
По ходу трапезы звонят полпреду в замерзшую насквозь Сибирь и ставят его в известность о таких планах. Тот как раз вернулся с охоты на медведя и собрался париться в бане, предварительно выпив водки и поиграв на балалайке. Да, для антуража должны еще быть какие-то люди в узнаваемых армейских погонах и с лампасами. Пусть это будут два генерала. Они прикажут оцепить омский аэропорт, чтобы соратники Навального не умыкнули его на санях с пропеллером через лес прямо на Аляску.
Примерно такого уровня развесистой клюквы снимали кино про русских еще сравнительно недавно. Потому что, к примеру, представить себе, что два представителя президентской администрации, а еще два замминистра обороны и даже целый полпред в федеральном округе под предводительством директора ФСБ планировали бы хоть какую-нибудь совместную операцию, находясь в здравом уме и трезвой памяти, решительно невозможно. Начиная с того, что совершенно непонятно, кто тут кому докладывает и подчиняется, и заканчивая тем, что даже если бы кто-то один из кандидатов на евросанкции задумал бы действительно состроить подобный заговор, то Навальный живым бы в Берлин на санитарном самолете точно не улетел.
В то же время Париж и Берлин подошли к вопросу подготовки карательных мер предельно кропотливо, со звериной серьезностью. По сообщению The New York Times, их совместный доклад с некими доказательствами причастности именно данных лиц к этому инциденту составил ни много ни мало 500 страниц. Неужели там и впрямь написано, как Бортников отдает приказ Кириенко, а тот — Меняйло? Или они на троих с Яриным — Бортникову? Наконец, не раскрыта роль первого лица.
Впрочем, вне зависимости от того, что там понаписано на 500 страницах, европейские лидеры решили, видимо, пойти по простому, даже тупому пути наказания согласно должностному и географическому принципу. В данном случае налицо, кажется, пренебрежительное издевательство. Даже в случае с отравлением Скрипалей в действиях Запада было больше логики. Правда, тоже специфической.
На днях Сергей Лавров резко высказался относительно будущих отношений с Евросоюзом. Мол, если там «не понимают необходимости взаимоуважительного диалога с Москвой», то Россия будет вынуждена прекратить общаться с людьми, которые отвечают за внешнюю политику. Он имел в виду прежде всего недавнее высказывание главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, заявившей, что надо «расстаться с иллюзией, что Россия при нынешнем руководстве сможет восстановить статус геополитического партнера ЕС».
Иными словами, возвращаясь к сюжету пока не снятого вышеупомянутого фильма, Москва и Брюссель готовы послать друг друга темным лесом, причем гораздо дальше Аляски. Можно лет пять вообще не разговаривать, а потом посмотреть, что получится. Когда пыль и гарь от произведенных разрушений осядут.