«Учителя уже к этому готовы». Старшие классы в Москве остаются на удаленке, младшие — пойдут в школу
Ученики с шестого по 11-й классы после каникул с 19 октября переходят на дистанционный режим обучения, сообщил Сергей Собянин. Что говорят родители и педагоги?
Читать на полной версииОбновлено в 14:29
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, как будут учиться московские школьники после двухнедельных каникул, которые заканчиваются 18 октября. Ученики первых-пятых классов с понедельника пойдут в школы. А классы с шестого по 11-й переводят на две недели на дистанционное обучение для улучшения ситуации с COVID-19.
По данным Собянина, увеличенные каникулы дали положительный эффект: заболеваемость среди детей снизилась с 19% до 11%.
Две недели — это не так много, как ожидали, поэтому не так страшно, говорит мама десятиклассницы Гоар Рутовская.
«Я полагаю, что это не так страшно, если сроки, которые озвучиваются, будут окончательными. Единственная проблема — в работе приложения Teams. Были проведены определенные инструкции, но все равно пока все это не очень четко, ясно и слаженно. Думаю, моей старшей более или менее повезло, потому что у них в классе детей не очень много, дистанционные уроки могут проходить более или менее в приличном виде — и спросить всех можно, и так далее. Только сложности с установкой и внутренней работой с этой программой, которую всем рекомендовали, — Microsoft Teams. У меня есть еще младший ребенок, в качестве тренировки мы на этой неделе пробовали работать. То зависает, то пропадет звук — есть изображение, то есть изображение — пропадает звук. Конечно, количество времени, затрачиваемое на подключение и так далее, увеличивается».
К Zoom, который активно использовался при дистанционном обучении весной, возникали вопросы. Были жалобы на пранкеров, срывающих уроки. В бесплатной версии есть ограничения по времени и по числу участников конференции. Платная стоит около тысячи рублей в месяц. Теперь московским учителям поручили изучить программу Microsoft Teams для ведения удаленных занятий. Эту платформу уже интегрировали в систему «Московская электронная школа».
Дистанционка нарушает режим ребенка, к тому же материал усваивается хуже, считает мама семиклассницы Галина.
«Отношусь к этому не очень положительно. Программа усваивается на 100%, именно когда идет контакт с учителем. Для ребенка полезнее учиться именно в очном формате, чем в заочном. Это сложно, потому что учитель не все успевает донести за время дистанционного урока, во-вторых, этих уроков получается очень мало — лично у нас было по одному, по два в день. И всю остальную программу ребенок вынужден осваивать либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Режима уже как такового нет: он может проснуться спокойно, включить компьютер, отвлечься на что-то, после этих уроков он знает, что у него куча времени, чтобы выполнить домашнее задание, по итогу он садится его выполнять уже совсем поздно вечером. Нет режима и нет той ответственности, которая присутствует, когда все-таки ребенок учится в школе очно. Плюс у нас еще класс «Математическая вертикаль», который предполагает усиленное обучение математическим наукам, и все-таки в заочном формате это очень сложно».
Мама восьмиклассницы Анна Мжельская категорически против дистанционного обучения.
«Это совершенно не учеба и к тому же очень сильно влияет на глаза. В нашем здании учатся только с пятого по девятые классы, они сидели в отдельном кабинете, ни с кем не пересекались, ходили вместе только на уроки химии и физкультуры, дети практически ни с кем не контактировали, учителя приходили всегда в масках. В нашем частном случае непонятен этот перевод на удаленку. К тому же дети весной были на дистанционном обучении, в сентябре пришли в школу, они совершенно потеряны. Они только втянулись в учебный процесс, только вспомнили, что такое сидеть на уроках, делать домашнее задание — и сейчас опять. Дочь в принципе не против посидеть дома, потому что это учеба в расслабленном состоянии — не надо к восьми утра вставать, иногда уроки начинаются и в 11, и в 12. Но не скажу, что ей это тоже нравится, потому что она лишена общения со сверстниками и каких-то интересных кружков. Но лишней домашки нет, ничего нет».
Подобное решение ожидали — никто из родителей не верил, что дети пойдут в школу после каникул, говорит мама семиклассника и десятиклассницы Екатерина.
«По моему личному мнению, дистанционка все равно не сравнится с нормальным школьным образованием, когда ребенок сидит за партой, взгляд глаза в глаза и где у ребенка нет шансов не ответить. Слушая учителя, выключив микрофон и камеру, он присутствует в комнате, но он совершенно не поглощает информацию. Будет больше нагрузка на родителей. Это будет не только контроль, но и какое-то обучение. Срочно буду искать помощников, репетиторов. Дистанционка, на мой взгляд, хороша для каких-то очень сильно мотивированных детей. Еще вопрос в компьютерах, потому что оказалось, что нашей семье не хватает одного компьютера. Если я перешла на дистанционку, мы с ребенком пользуемся одним компьютером, мне придется покупать ему компьютер, потому что непонятно, насколько это все может растянуться».
Учителя готовы к вынужденной дистанционке, но это не значит, что они ей рады, скорее наоборот, говорит директор Школы в Капотне Валерий Тихонов.
Валерий Тихонов директор Школы в Капотне«Это вынужденная мера, но страшного здесь ничего нет. То, что начальная школа и пятые классы выводятся, наверное, объяснимо, потому что это еще маленькие дети, которым все-таки еще сложно справляться с различными технологиями. А в том, что классы с шестого по 11-й будут какое-то время на дистанционном обучении, я думаю, страшного ничего нет, тем более что учителя уже к этому готовы. Мы уже все каникулы работали над тем, чтобы создать условия для каждого педагога по ведению уроков и так далее. И, конечно, самое главное, о чем волнуются родители, не повлияет ли это на успеваемость, на получение знаний. Я думаю, что волнений быть не должно, все педагоги готовы к работе. И даже если ребенок по каким-то причинам не может подключиться к уроку, в любом случае мы найдем время для того, чтобы с ребенком индивидуально поработать. Конечно, учителям хочется работать очно. Когда в сентябре дети пришли в школу, и дети, и учителя были настолько этому рады. Если говорить именно в этом контексте, то, конечно, для учителей лучше работать очно».
Приятного мало, но приходится смириться, говорит заслуженный учитель России, историк Александр Снегуров.
Александр Снегуров заслуженный учитель России, историк «Пейзаж печальный, двойственный, мы снова переживаем эту волну растерянности и тревоги, связанную и с ростом заболеваемости, и с тем, что наши программы, планы вряд ли смогут полностью реализоваться. Но я как раз меньше беспокоюсь о старшеклассниках, потому что из всех групп школьников они страдают менее всего. И в доковидную пору я отмечал, что у старшеклассников снижается мотивация посещения школы, что они уже настроены на подготовку к экзаменам, занимаются самообразованием или с репетиторами. Так что этот шаг обоснованный, но об этом я все равно говорю невесело. В целом вторая фаза перевода на дистанционное образование меня беспокоит еще как показатель все более удачной экспансии виртуального мира против реального, некий перехлест, перегиб может произойти. Как бы этот перегиб не сказался в дальнейшем на социальном ландшафте, на наших коммуникациях, на нашем здоровье, в конце концов. То есть мы принимаем эту форму, смиряемся с ней, но не ликуем».
Накануне глава Роспотребнадзора Анна Попова со ссылкой на статистические данные заявила, что дети заражаются не в школе, а в семье, и можно обойтись без дистанционного формата обучения. Но мэр Москвы фактически пошел по европейскому пути, когда младшие классы учатся очно, а средние и старшие — дистанционно. И это правильный шаг, несмотря на то что противоречит позиции Роспотребнадзора, считает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов.
— Любое ограничение социальных контактов должно сократить скорость распространения заболевания. Нужно понимать, что это никого не вылечит, но просто скорость распространения, наверное, упадет. Сейчас появились данные, что дети являются бессимптомными носителями и распространителями заболевания. Насколько я понимаю, никаких данных о том, маленькие это детки или большие, на сегодняшний момент нет. Поэтому сказать об осмысленности этой меры можно было бы, только проведя системные исследования носительства и способности передавать заболевание у детей разных групп. Таких данных нет на сегодняшний момент. Но в любом случае это хорошо. Насколько разумно это делать именно для детей, которые уже взрослые, многим из которых нужно готовиться к вузам, — это отдельный вопрос.
— Еще вчера Роспотребнадзор заявлял о том, что можно обойтись вообще без дистанционки.
— Эти несчастные люди будут каждый день говорить, в зависимости от необходимости момента, прямо противоположные вещи, даже не моргнув глазом. Но, с другой стороны, никто не знает, какое на самом деле решение будет правильнее. Я думаю, они все хотят лучшего.
Перевод на дистанционку старшеклассников не изменит эпидемиологическую ситуацию, но сократит заболеваемость среди школьников. И нельзя забывать про сезонные простудные заболевания, говорит врач-педиатр, инфекционист, вакцинолог, главный врач центра «Лидер-медицина» Евгений Тимаков.
Евгений Тимаков врач-педиатр, инфекционист, вакцинолог, главный врач центра «Лидер-медицина» «Так как сейчас появилось большее количество источников инфекции и старшеклассники больше подвержены риску заболеть, чем младшие классы, профилактически, несмотря на то что дети болеют в более легкой форме, чтобы защитить их от заражений, решено было все-таки перевести старшеклассников на дистанционное обучение как раз на срок еще одного карантина для того, чтобы, если в семьях заболел кто-то из взрослых, не принести в школу, не заразить здорового школьника. Потому что дети общаются очень тесно друг с другом, при тесном контакте вирус, к сожалению, передаться может. Саму эпидобстановку это не изменит, но это защитит детей от заболевания».
Мэрия также сообщила, что городские учреждения допобразования и детские досуговые центры в ближайшие две недели работать не будут. Частным рекомендовали поступить так же. Транспортные карты младшеклассников разблокируют, а бесплатный проезд старшеклассников до 1 ноября приостановлен.
Чтобы защитить от угрозы заражения преподавателей старшего возраста и страдающих хроническими заболеваниями, в отдельных классах планируется вести новый формат преподавания — тьюторство. В школы временно пригласят студентов и выпускников пединститутов, а опытные учителя будут контролировать учебный процесс в дистанционном режиме. Но реализовано это будет через две-три недели.
Мэр добавил: когда город начнет получать промышленные партии вакцины против коронавируса, приоритетный доступ к ней получат учителя старшего возраста (но до 60 лет) и педагоги с хроническими заболеваниями.