В Нагорном Карабахе объявили гуманитарное перемирие и тут же его нарушили
Армения и Азербайджан обвинили друг друга в обстреле населенных пунктов. Бои в Степанакерте не велись только во время переговоров сторон в Москве, говорят журналисты
Читать на полной версииОбновлено в 14:42
Президент Ирана Хасан Роухани позвонил Владимиру Путину. Он поддержал достигнутые договоренности о прекращении огня в Нагорном Карабахе и запуск переговоров для скорейшего урегулирования конфликта.
Президент Армении Армен Саркисян поблагодарил Владимира Путина и Сергея Лаврова за усилия по урегулированию ситуации в Карабахе. Он отметил, что гуманитарное перемирие может стать началом возвращения к мирному процессу по урегулированию карабахской проблемы.
В субботу в Нагорном Карабахе объявили гуманитарное перемирие и тут же его нарушили. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в обстреле населенных пунктов. После полученных приказов о прекращении огня с полудня сегодняшнего дня Минобороны Армении сообщило об обстреле азербайджанской армией. Азербайджан это опроверг и заявил о ракетном обстреле с армянской стороны восточных территорий вокруг Нагорного Карабаха и ряда азербайджанских населенных пунктов.
Бои в Степанакерте не велись только во время переговоров сторон в Москве, рассказал находящийся там корреспондент Эстонского общественного телерадиовещания Антон Алексеев. Business FM поговорила с ним еще до нарушения режима тишины.
Антон Алексеев корреспондент Эстонского общественного телерадиовещания «Сейчас я и мой оператор находимся вместе в отеле «Европа» в центре Степанакерта, приехали мы сюда в половине третьего ночи из Еревана, потому что прошла информация о том, что может быть достигнуто перемирие, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана встречаются в Москве при посредничестве Сергея Лаврова. Да, действительно, сегодня утро началось с того, что все читали, делились радостной вестью, что наконец договорились о перемирии. С другой стороны, в городе звучала час назад сирена воздушной тревоги, но это в пригороде, и разрывы были слышны сегодня. Но, опять же, все ждут того, что наступит 12 часов дня, и действительно наступит это перемирие, и больше ничего не будет взрываться, разрываться и так далее. С другой стороны, мы доехали от Шуши уже — самый опасный, наверное, участок от Шуши до Степанакерта, последние 10 километров — мы доехали ночью спокойно, не было слышно ни одного разрыва. Но, опять же, все ждут 12 часов, потому что то, что тут спокойно сейчас, не означает, что будет спокойно через полчаса, все может поменяться. Конечно, все надеются на перемирие, и все ждут, что обстрелы прекратятся. Уверяют, что армянская сторона будет соблюдать перемирие и прекратит огонь даже раньше, чем предусмотрено соглашением, то есть до полудня еще, но вопрос — будет ли соблюдать его азербайджанская сторона? Думаю, что на азербайджанской стороне говорят так же».
Переговоры о режиме прекращения огня в Карабахе длились 11 часов. По приглашению президента Путина в Москву прилетели министры иностранных дел Армении и Азербайджана и сели за один стол. Эти фото обошло все мировые СМИ. Переговоры велись при посредничестве главы российского МИД Сергея Лаврова. Они шли в закрытом режиме и закончились только под утро.
В Москве проходит трехсторонняя встреча С.В.Лаврова, мининдел Армении @ZMnatsakanyan и мининдел Азербайджана @bayramov_jeyhun. #Россия#Армения#Азербайджан#НагорныйКарабахpic.twitter.com/1ykB6JTG4U
— МИД России (@MID_RF) October 9, 2020
Конкретные параметры будут согласованы дополнительно, но Азербайджан и Армения приступают к переговорам при посредничестве Минской группы ОБСЕ.
В субботу президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в интервью РБК, что сейчас стороны вышли на политическое урегулирование. «Главный фактор прочности режима перемирия в том, что Армения должна смириться с тем, что эти территории принадлежат Азербайджану», — сказал он.
Реакцию на переговоры в Москве Business FM обсудила с главой президиума Совета по внешней и оборонной политике Федором Лукьяновым.
— Переговоры длились 11 часов, и, по сути, договорились только о гуманитарной паузе. Это говорит о том, что переговоры были очень тяжелыми?
— Я бы не употреблял слово «только». Гуманитарная пауза, обмен пленными, обмен телами в такой ситуации жгучей ненависти, которую испытывают друг к другу стороны, — это большое достижение. Как вы выше сказали, настрой азербайджанского общества очень боевитый. Сам факт даже такого перемирия — это достижение. И я думаю, что Сергею Викторовичу Лаврову пришлось применить все свои огромные дипломатические таланты и опыт, чтобы хоть чего-то добиться, потому что совершенно не было гарантировано, что они договорятся, что они договорятся в этот день, что вообще продолжится этот формат.
— Можно ли это назвать дипломатическим успехом Москвы?
— Да, безусловно. Но тут дипломатический успех всех сторон, и подчеркивается, что это под эгидой именно Минской группы ОБСЕ, то есть туда входят еще Франция и США. Но, конечно, тот факт, что провел переговоры Сергей Лавров, объявил об их результатах Сергей Лавров, — это безусловное достижение, которое показывает, что Россия продолжает все-таки оставаться главной внешней державой в регионе, несмотря на усилия других, прежде всего Турции, ее как-то подвинуть.
— Как может воспринять итоги переговоров Турция?
— Я думаю, что Турция воспримет вполне спокойно, потому что было понятно, что в какой-то момент такие переговоры состоятся. Для Турции важный пункт вот этого документа о том, что переговорный формат не меняется, то есть, иными словами, то, как это все шло под эгидой Минской группы, представителем которой де-факто была Россия, так оно пока и предполагается продолжать. Турецкая сторона и президент Эрдоган несколько раз за последние две недели делали заявления о том, что карабахский вопрос без Турции больше обсуждаться не будет. Пока, если судить по этому документу, этого добиться не удалось, хотя, я думаю, фактически на уровне реальной дипломатии, конечно, Турция уже включена в это все, и России приходится с Турцией это обсуждать. Естественно, Азербайджан будет всеми силами вовлекать Турцию, потому что это Азербайджану очень выгодно, это резко усиливает его позиции.
После переговоров в Москве азербайджанскому министру иностранных дел позвонил глава МИД Турции и заявил, что Анкара поддержит только решения, принятые Азербайджаном. Он также отметил, что прекращение огня в Карабахе является важным первым шагом для урегулирования ситуации, но не заменит окончательное решение проблемы.
О реакции Баку говорит руководитель аналитической группы «Третий взгляд» в Баку, политический аналитик Рауф Раджабов.
Рауф Раджабов руководитель аналитической группы «Третий взгляд» в Баку, политический аналитик «Это соглашение воспринято общественностью неоднозначно. Ожидания в стране были большие. Наконец-то карабахский конфликт будет разрешен именно в контексте интересов Азербайджана, территориальная целостность будет восстановлена в данном случае военным путем. С другой стороны, есть чувствительные группы населения — это семьи погибших. Тут результаты должны быть на самом деле очевидными для общественности двух стран — Азербайджана и Армении, потому что если одна из сторон будет чувствовать невыполнимость его ожиданий, конфликт может быть реанимирован. Вчера президент Азербайджанской Республики выступил с обращением, заявил о том, что статус-кво уже нет и нет линии соприкосновения. На самом деле конфликт уже перешел в новое свое состояние — с фронтами и с военным положением. Поэтому очевидно, что даже такие маленькие шаги будут вести к долгосрочному миру. Роль Москвы и российский фактор не просто вырос, а уже находится на уровне запредельного».
Как на договоренности отреагировали в Ереване? Рассказывает местный житель Сергей.
«Во-первых, я считаю, что война — это ужасно, поэтому переговоры — это то, к чему все стороны конфликта должны прийти и, слава богу, пришли. Вопрос в том, действительно ли эти договоренности будут выполняться, действительно ли огонь прекратится надолго? Это очень важный момент, поэтому переговоры — это единственный возможный путь. Новость о собрании министров иностранных дел России, Азербайджанской Республики и Республики Армения я воспринял очень положительно, потому что у меня родственники в Нагорном Карабахе, и они устали жить под пулями, под бомбами, это ужасно. Конечно, не раз уже сталкивались с нарушением режима прекращения огня со стороны Азербайджана, поэтому пока что сложно об этом говорить. Плюс важный момент, что объявили о прекращении огня именно в гуманитарных целях для обмена военнопленными и непосредственно телами погибших. О полном каком-то перемирии пока речи быть не может».
Как на договоренности отреагировали жители Еревана? Рассказывает политический обозреватель Eurasia Daily в Ереване Аршалуйс Мгдесян.
Аршалуйс Мгдесян обозреватель Eurasia Daily«Это перемирие пока не соблюдается со стороны Азербайджана, и это говорит о том, что Азербайджан не воспринял сигнал о перемирии должным образом либо они получили какой-то другой сигнал из Турции, который оказался для Азербайджана более веским. А так в целом в Армении восприняли это адекватно в том плане, что после 13 дней ожесточенных боев очень много потерь у обеих сторон, и можно было бы вздохнуть, оценить ситуацию, чисто по гуманитарным соображениям обменяться военнопленными, если они есть, эвакуировать тела. Но многие в Армении понимают, что это ненадолго, потому что Азербайджан явно в результате этих боевых действий не решил те задачи, которые поставил перед собой. Этот конфликт показал, что Турция является существенным фактором по дестабилизации ситуации в регионе и она нарушила фактически хрупкое равновесие, которое было, баланс сил, который был в регионе, и активно поддерживала Азербайджан, перебрасывая туда боевиков. И в связи с этим многие понимают, что это ненадолго».
Пострадавшие в Карабахе журналисты вернулись в Россию. Члены правительственной делегации уступили им свои места в первом салоне самолета.