Почему маски должны носить даже люди с иммунитетом к коронавирусу?
Маски обязательны для всех — даже для переболевших, заявил столичный мэр. Касаются ли требования тех, кто участвовал в испытаниях вакцины?
Читать на полной версииПрофилактический режим един, заявили в мэрии Москвы. Болел человек коронавирусом, не болел — все должны носить маски и соблюдать прочие ограничения. На вопросы возмущенных ветеранов пандемии — в Москве их как минимум 300 тысяч человек, более 2% населения — Сергей Собянин ответил в своем блоге.
Во-первых, переболевших никак не отличить от остальных москвичей, а если начать выдавать сертификаты иммунитета, неизбежно появление черного рынка. Во-вторых, люди без масок — даже если не будут заразны — станут плохим примером для остальных горожан. Наконец, ученые пока мало знают о вирусе COVID-19 — о средней продолжительности иммунитета можно только гадать. Аргументы мэрии оценивает врач-иммунолог Владимир Болибок.
Владимир Болибок врач-иммунолог «Те люди, которые переболели, и у них иммунитет какой-то, они могут повторно заражаться и переносить само заболевание уже в так называемой инаппарантной форме, то есть бессимптомной, но при этом они будут являться вирусоносителями. То есть какое-то время у них вирус может существовать в организме — день, два, может быть, и пару недель, — и потом вирус снова исчезает. Это теоретически. Точно процент таких людей и сколько их на самом деле, мы не знаем. Сама пандемия длится семь месяцев, мы еще не накопили достаточное количество данных, чтобы точно можно было апеллировать. Но наверняка такие люди найдутся — какой процент, пока сказать очень сложно».
В середине сентября в Роспотребнадзоре заявили, что доказательств массовости повторного заражения не существует. Как выразилась глава ведомства Анна Попова, в первую очередь идет речь о «единичных случаях при нарушениях иммунной системы». Тем не менее, рассчитывать на вечный иммунитет от вируса не приходится — инфекции, которыми люди болеют раз в жизни, можно пересчитать по пальцам.
Более того, даже добровольцам, которые прошли вакцинацию, следует соблюдать меры предосторожности. Во-первых, четверти участников испытаний ввели плацебо. Во-вторых, это все-таки испытания — об эпидемиологической эффективности препарата можно будет говорить только по итогам третьей фазы. Наконец, вакцина — это не панацея. Комментирует генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп», кандидат медицинских наук Николай Крючков.
Николай Крючков генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп», кандидат медицинских наук «Вообще редко какие вакцины могут гарантировать 100-процентную защиту, что точно заражение не произойдет. Например, известная вакцина против гриппа у части людей действительно предотвращает заражение, но у большей части все-таки она снижает тяжесть заболевания. Мы думаем, что где-то эта вакцина будет действовать таким образом. Из этого следует, что провакцинированные люди — как мы надеемся, пока мы не знаем, — будут болеть более легко. Но тем не менее они будут болеть. Это означает, что некая значительная часть этих вакцинированных людей может распространять инфекцию. Вакцинированные люди все равно должны продолжать соблюдать противоэпидемический режим».
В любом случае, по имеющимся на сегодня данным можно предполагать, что повторные случаи заражения будут протекать в основном бессимптомно или как минимум легче, чем первоначальная болезнь. С одной стороны, это делает повторных носителей более опасными — они менее склонны соблюдать ограничения. С другой, бессимптомная форма вируса менее заразна — внутри человека меньше единиц вируса, а, значит, и вероятность его передачи будет ниже. Хотя и не равна нулю.