Судьбы трубы: что происходит вокруг «Северного потока — 2»
Возможные европейские санкции из-за ситуации с Навальным, скорее всего, не затронут трубопровод, сообщают источники Bloomberg. Но окончание строительства газопровода, возможно, будет зависеть от итогов выборов в США
Читать на полной версииЕвропейские санкции из-за ситуации с Алексеем Навальным почти неизбежны, сообщило со ссылкой на источники Bloomberg. При этом агентство пишет, что они будут точечными — запрет на въезд каких-то российских чиновников и заморозка их активов. А, главное, ограничения не затронут «Северный поток — 2». Reuters конкретизировало: Евросоюз включит в черные списки ряд сотрудников ГРУ. И снова ни слова о российском трубопроводе.
Впрочем, в этом особо никто и не сомневался — Германия непосредственно заинтересована в достройке газовой трубы. Но скоро выборы в США. И если к власти придет демократ Джо Байден, то проблемы могут быть куда серьезнее. И появиться они могут очень быстро. Во-первых, в США хорошо отработана процедура санкций за нарушение норм Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). А во-вторых, Байден может поступить гораздо жестче, чем Дональд Трамп, говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Очередной звонок прозвучал в конце сентября. Международные страховые компании предупредили о рисках санкций при работе с «Северным потоком — 2». Это связано с законопроектом, который летом американские сенаторы внесли в конгресс. Документ предполагает санкции против тех компаний, которые страхуют суда, работающие на строительстве Nord Stream 2. Законопроект еще не принят. Но иностранные страховщики в прямом смысле слова перестраховались.
Кстати, с этим может быть связано то, что наше судно «Академик Черский», которое должно достраивать трубопровод, на днях покинуло германский порт, прошло мимо Калининграда и ушло в сторону Санкт-Петербурга. Возможно, для того, чтобы подальше от чужих глаз застраховаться. Мнение заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова.
Александр Фролов заместитель гендиректора Института национальной энергетики «Возможно, это происходит ввиду необходимости провести аудит судна и застраховать его для начала проведения работ. Собственно, вопрос страховки, как мне представляется, сейчас является наиболее ключевым и важным. Потому что это необходимый элемент для завершающего этапа строительных работ, так как нужно застраховать как риски в отношении самого судна, так и риски, связанные с его работой.
Тем временем польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» больше чем на 7,5 млрд долларов. За то, что корпорация взяла у европейских нефтегазовых компаний кредиты на строительство «Северного потока — 2». Разбирательство будет идти еще долго, вероятно, не один год. О целях Варшавы рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Польский антимонопольный орган пытается создать «Северному потоку — 2» эффект токсичности, чтобы в итоге все европейские партнеры сказали, что тут много проблем с газопроводом, и санкциями угрожают, и антимонопольщики штрафы выписывают: «Дай-ка я добровольно от него откажусь, выйду и вообще приму сторону противников проекта и скажу, что мне он все-таки не нужен». Это основная цель, я думаю, сейчас такая».
Кстати, в 2022 году у «Газпрома» заканчивается контракт с Польшей на поставки газа. Варшава еще в прошлом году заявила, что не будет его продлевать. Но это совсем не значит, что не заключат новый. Можно предположить, что огромный штраф — это просто способ давления на «Газпром», чтобы покупать топливо на выгодных условиях. Особенно с учетом момента: решение пришло как раз когда «Газпром» готовит размещение облигаций примерно на 2 млрд долларов.
И наша корпорация, и европейские партнеры, естественно, возмутились польским вердиктом. А вот по поводу непосредственно достройки трубопровода все заинтересованные стороны хранят гробовое молчание. И по поводу судьбы трубы после американских выборов. И по поводу передвижений «Академика Черского», который способен достроить те самые 6%, не хватающих до полного завершения «Северного потока — 2».