«Пытки становятся системным явлением, частью правоохранительной и тюремной системы»
Запись истязаний заключенного ИК-1 в Ярославле группой сотрудников ФСИН выложило издание «Проект». Действительно ли, как говорится в публикации, пытки в российских тюрьмах «стали нормой»?
Читать на полной версииДаже при том, что новое видео из ярославской ИК-1 нельзя назвать самой чудовищной записью пыток российских заключенных, слабонервным его лучше не смотреть. По данным «Проекта», неназванного мужчину завели в «комнату воспитательных работ» за то, что он нагрубил одному из сотрудников колонии. На видео, снятом на видеорегистратор одного из истязателей, заключенного прижимают к столу несколько человек в форме и, по команде мужчины в погонах, дружно лупят дубинками.
Источники издания датируют видео 2016-2017 годом, а идентифицированные ими на видео участники избиения — как утверждается, это Владимир Круглов, Сергей Иванов и Андрей Тихомиров — уже не работают в этой колонии. Тем не менее, как считает «Проект», пытки в российской пенитенциарной системе давно стали нормой. Полярные мнения о материале озвучивают собеседники Business FM. Вот что говорит председатель коллегии адвокатов «Миронов, Кудрявцев и партнеры» Иван Миронов, он провел несколько лет под стражей, но был оправдан.
Иван Миронов председатель коллегии адвокатов «Миронов, Кудрявцев и партнеры» «Это видео очень характерное, оно как раз и показывает, что, первое, пытки сегодня в колониях в порядке вещей. Все записывается официально на видеорегистраторы, ведение которых должно было обезопасить заключенных от насилия. И люди не несут никакой ответственности. Пытки становятся системным явлением, они становятся частью правоохранительной и тюремной системы».
Депутат, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный отмечает, что «количество правонарушений, которые совершаются в местах лишения свободы, уменьшается».
Анатолий Выборный депутат, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции «Другое дело, что многие вопросы, которые связанные с нарушением прав человека (тех граждан, особенно, которые находятся в местах лишения свободы), предаются публичности. Иногда складывается впечатление, что таких нарушений много — на самом деле, их не так много. И именно в этих местах институт неотвратимости наказания должен работать как часы: совершил — получи».
Ярославская ИК-1 печально известна пытками заключенных — ранее благодаря действиям правозащитников против сотрудников колонии была возбуждена серия уголовных дел. В общей сложности фигурантами проходили 20 человек, семь из них были осуждены в этом году, большинство получили условные сроки.
В столичном регионе, по данным Общественной наблюдательной комиссии Москвы, жалобы на пытки в тюрьмах и СИЗО исчисляются единицами, зато куда больше сообщений об истязаниях со стороны полицейских. О том, существует ли решение проблемы, рассуждает член московской ОНК Москвы Ева Меркачёва.
Утверждение «Проекта» о распространенности пыток в системе ФСИН опирается на статистику. По данным СКР, с 2015-го по 2018 год в ведомство поступило более 6 тысяч жалоб на пытки — для сравнения, с 2016 по 2019 годы до суда дошли только 123 подобных дела. Как пишет издание со ссылкой на правозащитные организации, сообщения о пытках за этот период поступали из каждого третьего исправительного учреждения России.