В Театре на Малой Бронной наконец поставили спектакль «Бульба. Пир»
Это современные фантазии на гоголевские темы. Премьеру дважды переносили: сначала из-за весеннего карантина, потом — из-за коронавируса у режиссера Александра Молочникова
Читать на полной версииВо Дворец на Яузе, где квартирует театр, в понедельник съехался весь бомонд. Посмотреть на новую постановку приехали в том числе Дарья Мороз — бывшая жена художественного руководителя театра Константина Богомолова, и Максим Виторган — экс-супруг Ксении Собчак. Некоторые гости приветствовали друг друга в буфете, пренебрегая коронавирусными ограничениями. Другие «угощали» соседей в зрительном зале антисептиком.
Режиссер — 28-летний Александр Молочников — переболел коронавирусом после «Кинотавра». Перед началом спектакля он вышел на сцену без маски — акцентировал, что у него антитела. Business FM поговорила с Александром об актуальности спектакля:
— Мы думали, как только все это началось, спектакль называется «Бульба. Пир», это пир во время чумы. Но гораздо интереснее, что Тараса Бульбу дети называют «батька». Сейчас многое у нас происходило с батькой. Он вооружает своих детей на войну. Мы тоже не думали, когда начинали спектакль, что в неких восточных землях появится такой мощный батька, который во всем винит Запад и говорит, что гусеницы уже шумят у наших границ. Это абсолютно гоголевский текст. А если лях нападет? А куда бы нам пойти? Может, на татарву? Или на басурман?
— Какие мифы вы развенчиваете в этом спектакле?
— В первую очередь, миф такого героически-романтического романа Гоголя, как сегодня воспринять на голубом глазу и с абсолютной любовью к этим рыцарям, казакам, которые начинают войну, которой нет — об этом иногда забывают, читая Гоголя даже в школе. Конечно, мы чуть-чуть какие-то вещи обострили, докрутили. У нас для баланса есть также и европейская семья, которая, соответственно, воспитывает детей по-своему. Идея ультратолерантности, как мне кажется, уже тоже дошла до некого безумия.
Сюжет — почти современная версия «Ромео и Джульетты». Андрий Бульба, сын казачьего воеводы, и Хелена Клигенфорс — дочь европейского политика. Начинается все с торжества в роскошном особняке Клигенфорсов. Пока одни едят эклеры, другие шутят про картошку. А «Степь да степь» у одних героев превращается в step by step у других.
Изначально Андрия, или Эндрю, должен был играть Александр Кузнецов. Но он улетел сниматься в Великобританию, и роль в итоге играет Леонид Тележинский. Тарас Бульба — Алексей Вертков. Игорь Миркурбанов здесь позитивный европейский политик. В неожиданном амплуа предстает Екатерина Варнава — то жена Тараса Бульбы, то его собака.
Кому-то спектакль покажется слишком дерзким. Но в целом это яркая и энергичная постановка, там много цитат, говорит театральный критик, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Ольга Федянина.
Ольга Федянина театральный критик, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» «Например, когда происходит антракт, публике предложено разойтись, а в это время на авансцене продолжается действие, таймер отсчитывает время десять минут — это прямая цитата из спектакля Андрея Могучего последнего сезона в Театре наций «Сказка про последнего ангела». Так же, как там есть прямые цитаты из спектаклей Яна Фабра. Это имеет прямое отношение, с моей точки зрения, к смыслу этого спектакля. Его тема — тема наших стереотипных преставлений о чем-то, которые при определенных обстоятельствах могут стать не только веселыми, но и опасными. Те два коллективных портрета, которые мы в этом спектакле видим, — это же не представление молодого, очень образованного автора спектакля, что так выглядит Европа или так выглядит Восток. История, которая рассказана в этом спектакле, — это история о том, как стереотип убивает живых людей. Вся эта цитатность там достаточно на месте, с моей точки зрения, и хорошо работает».
В 20-х числах октября в Театре на Малой Бронной запланирована еще одна громкая премьера. Константин Богомолов поставит спектакль по роману «Бесы». Как и в случае с Молочниковым и Гоголем, это будет режиссерское прочтение прозы Достоевского.