Ночные протесты в Киргизии привели к двоевластию
В Бишкеке прошли акции протеста против итогов выборов в парламент. По данным Минздрава, пострадали 590 человек, один погиб. Протестующие захватили здание парламента и добились освобождения экс-президента Атамбаева из СИЗО. ЦИК признал итоги выборов недействительными
Читать на полной версииОбновлено в 14:46
Лидеры протестов в Киргизии захватывают власть и требуют отставки президента. Недовольные результатами выборов в парламент накануне захватили и подожгли здание парламента в Бишкеке и освободили из СИЗО экс-главу государства Алмазбека Атамбаева. Суд изменил ему меру пресечения — теперь он формально под домашним арестом.
После ночных протестов и столкновений с милицией Центризбирком признал итоги голосования недействительными. Парламент планировал провести экстренное заседание, но его перенесли на среду, 6 октября. ЦИК Киргизии в течение двух недель должен назначить новые парламентские выборы, сообщил зампредседателя ЦИК Абдыжапар Бекматов. При этом срок их подготовки решено сократить на треть, голосование должно состояться в пределах 60 дней.
Во время протестов один человек погиб, 686 пострадали, сообщает Минздрав. По данным СМИ, численность акции доходила до шести тысяч человек.
Голосование прошло 4 октября. Его результаты еще неизвестны, но оппозиция уже обвинила власти в массовых фальсификациях. В них участвовали 16 партий, по предварительным данным, семипроцентный порог прошли только четыре, и лишь одна из них — оппозиционная.
В понедельник демонстранты начали собираться на главной площади. Начались столкновения с силовиками. Милиция применила слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В ответ протестующие бросали в них брусчатку.
Ближе к ночи милиция отступила. Протестующие захватили Белый дом, в момент прорыва охраны внутри не было госслужащих. Ближе к утру в Белом доме начался пожар, потушить его удалось только к утру.
Затем участники акции освободили из СИЗО бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. В прошлом году он был осужден на 11 лет по обвинению в коррупции. Протестующие заняли мэрию Бишкека — ее глава уже подал в отставку.
Сейчас лидеры протестов требуют отставки действующего президента Сооронбая Жээнбекова. Сам он выступил с обращением к нации, назвав протесты попыткой госпереворота и призвав оппозицию остановить беспорядки:
«Прошлой ночью некоторые политические силы попытались незаконно захватить государственную власть. Используя итоги выборов как повод, они нарушили общественный порядок. Они нарушили мирную жизнь горожан. Я приказал силовым органам не открывать огонь и не проливать кровь, чтобы не подвергать опасности жизнь ни одного гражданина. Пока что мы приняли все возможные меры, чтобы не допустить обострения ситуации. Спокойствие в государстве, стабильность общества ценнее любого депутатского мандата. Я предложил Центральной избирательной комиссии тщательно расследовать нарушения и при необходимости аннулировать результаты выборов. Я призываю лидеров политических партий успокоить своих сторонников и увести их с мест скопления людей. Призываю всех моих соотечественников сохранять мир и не поддаваться призывам провокационных сил. Я призываю все силы поставить судьбу страны выше политических амбиций и вернуться в правовое поле».
За последние годы в Киргизии прошло два переворота — в 2005 и 2010 годах. Каждый раз во время протестов поднимается противостояние северной части страны и южной. Три из четырех прошедших в парламент партии принадлежат к южным элитам. Родом из южного города Ош и президент Жээнбеков. На его родине сейчас проходит проправительственный митинг. Сначала это была мирная акция, но сейчас начались стычки между лояльными президенту горожанами и сторонниками перемен, сообщает «Sputnik Ближнее зарубежье». Власти трех северных регионов в знак протеста подали в отставку.
Нацбанк Киргизии рекомендовал коммерческим банкам приостановить работу и усилить меры безопасности. Как пишет агентство 24.kg, протестующие начали захватывать золоторудные месторождения: сообщения о проникновении посторонних на производство поступили уже с четырех крупных родников.
Школьники полностью переведены на дистанционное обучение: ранее из-за коронавируса на удаленке были только отдельные классы. В крупных городах проблемы со связью, говорит журналист из Бишкека Адель Лаишева.
— Полночи барахлил интернет. Я сейчас сижу на общественном канале, знаю, что требуют смены руководства. Кто-то требует эфира, я тут немного как в заточении. Какие-то обрывочные сведения. Понятно, что официальные СМИ непонятно где. То, что вещается, прямые эфиры идут с площади, еще откуда-то. Чтобы понять картину, их надо все собрать, посмотреть, проанализировать.
— Люди вышли на улицу, были протесты, но в какой-то момент что-то произошло — началась волна агрессии. Люди пошли раскачивать ворота Белого дома.
— Митинг был мирный. И вчера целый день шел мирный митинг. Потом, когда к тебе сажают кого-то, кто начинает раскачивать лодку, вы понимаете, что это эффект толпы, он всегда срабатывает. Но, в отличие от прошлых революций 2005 и 2010 годов, в этом году хотя бы не грабили магазины. Да, зашли в Белый дом, да, что-то подожгли. Официальной точки зрения нет нигде. У многих людей разочарование, потому что выпустили Атамбаева, выпустили тех, кто был в заточении. Кто-то говорит, что боролись за новое, но возвращается старое.
— То есть даже можно говорить о том, что это была какая-то организованная история?
— Меня не покидает ощущение, что кто-то за этим стоит, большой ревизор, потому что не может толпа ни с того ни с сего пойти. С одной стороны, это просчитывалось, потому что были явные подкупы на выборах. Причем фиксировалось фотографирование бюллетеней, люди отчитывались, понятно, что люди получали деньги. И почему-то, если зафиксирован один случай, второй случай, партия не снимается с выборов. Я, например, понять не могу, но законодательство таково. Если ты видишь, что фиксируются нарушения, как правило, только одной партии, максимум двух, тогда понятно, что людям просто деньги заплатили и люди послушно пошли отдавать свои голоса, не задумываясь о том, что будет завтра, послезавтра. Надо сегодня получить эти несчастные две тысячи сомов. Две тысячи сомов — это 30 долларов. Не бывает такого, чтобы на одном участке было 100% за одну и ту же партию.
Руководитель гостелерадиокомпании Киргизии Жайнак Усен уулу подал в отставку, сообщает ТАСС со ссылкой на администрацию телеканала.
Протестующие назначили своего коменданта Бишкека: им стал бывший глава МВД Курсан Асанов. Также бывший киргизский депутат Шыкмаматов заявил, что стал исполняющим обязанности генпрокурора Киргизии, и отменил итоги выборов в парламент. Протестующие провозгласили новым «мэром» Бишкека кандидата в депутаты парламента от проигравшей партии «Республика» Жоошбека Коеналиева.
Протесты были очень хорошо спланированы, считает политолог из Киргизии Марс Сариев. По его словам, в стране сейчас двоевластие, но бывший президент вряд ли устроит основную массу протестующих
— В парламент прошли три южные партии по предварительным спискам. С севера — только аффилированная с властью партия «Кыргызстан». Я думаю, здесь явственно чувствуется региональный раскол. Когда начались вечером митинги, дестабилизация, только из северных регионов начали подтягиваться люди на автобусах. Сейчас проходит на юге, в Оше, митинг. Люди собираются из южных областей в поддержку Жээнбекова. Очень опасная ситуация — момент двоевластия: есть уже самоназначенный комендант города генерал Курсан Асанов и генеральный прокурор. Но это все пока нелегитимно, пока Жээнбеков не сложил полномочия и готов к диалогу, готов к аннулированию результатов. Но, во всяком случае, это уже момент двоевластия. Юг ближе к Узбекистану, у них ментальность ближе к узбекской. А северяне отличаются от южан.
— Атамбаев с севера или с юга? И те люди, которые его освободили, — это его сторонники или эта фигура имеет какое-то символическое значение для протестов?
— Вообще, Атамбаев, если искать его корни, с юга, а всегда выдает себя с севера. Поэтому на площадь его особо не пустили. В принципе, он мог возглавить толпу на площади, но там это не особо приветствуется. Курсан Асанов, который сейчас стал комендантом города, — это генерал. Хотя он с юга, но он способствовал тому, что операция по уничтожению Атамбаева была сорвана, и он его вывел из Койташа и таким образом сорвал операцию, которая должна была быть закончена уничтожением Атамбаева. Шыкмаматов — тоже соратник Атамбаева. Все эти фигуры пользуются очень большой поддержкой на севере. В принципе, если произойдет легитимизация власти, люди их поддержат.
— В начале акции, как мы видели, перевес был явно на стороне силовиков, но потом по неизвестной пока причине в ситуации случился перелом, и милиции не оказалось, она разбежалась. Что произошло?
— Вы правы. Перевес был сначала на стороне власти. Но применили очень грамотную тактику. Рассеивались и опять группировались в других местах. И, видимо, уже было это все запланировано — начался штурм, и стали подъезжать из регионов, что сыграло решающую роль. И милиция перешла на сторону народа.
— Президент Жээнбеков заявил о возможном аннулировании результатов выборов. Он реально может на это пойти?
— Да, он готов к аннулированию. Но я думаю, что ситуация сейчас уже вышла из-под его контроля, и очень большая опасность двоевластия. Фактически это действующий законный президент, в то же время сформировалась уже новая параллельная структура власти, раскол произошел в республике. Очень опасная ситуация, обязательно подключатся внешние игроки и будут играть на противостоянии севера и юга и, конечно, попытаются повернуть процессы в свою сторону.
Протестующие выпустили из колонии бывшего премьера Киргизии Жанторо Сатыбалдиева и главу аппарата президента Фарида Ниязова. Оба осуждены за организацию протестов в защиту Атамбаева в прошлом году. Сейчас бывший президент готовится выступить с заявлением, передает РИА Новости.
К кризису привел и политический застой, и коронавирус, говорит заместитель главного редактора информационного агентства 24.kg Махинур Ниязова.
— Пока это, наверное, еще рано называть переворотом, потому что действующий президент еще не сложил свои полномочия. Сейчас этого требуют митингующие, оппозиционеры, либо объявить ему импичмент, чтобы он сам сложил полномочия. Но ни того ни другого еще не случилось.
— Как вы считаете, эти протесты все же имеют под собой исключительно политические или, может быть, клановые причины или социально-экономическое недовольство тоже присутствует? На фоне ковида люди стали беднее.
— Все эти факторы сошлись вместе. Многие остались без работы, много мигрантов вернулось из России, потому что и там тоже остались без работы. Итоги выборов стали точкой отсчета, когда уже невозможно было терпеть, потому что сотни людей скончались от коронавируса, бездействия властей. При этом мы видим грубые нарушения на выборах, и опять те же самые люди, которые привели к этим смертям, опять же попали во власть, смены не произошло. Волеизъявления народ тоже не смог выразить, потому что было очень много нарушений, были подтасовки. Но не исключаю, что было много подкупа. То есть насколько народ действительно проголосовал от сердца, сказать невозможно, потому что в основном голосовали за деньги либо под давлением.
— Что сейчас происходит в Бишкеке? Приходят сообщения, что оппозиция захватывает все новые здания и все новые ведомства. Кто-то пытается их остановить?
— Да, сейчас на местах уже сами губернаторы, у нас они называются полномочные представители правительства, и главы районных администраций пишут заявления по собственному желанию, кто-то еще не написал заявления, но уже их кабинеты заняли новые кандидаты. На данный момент известно, что более половины областей уже заняли люди митингующие, недовольные.
Эти протесты могут иметь довольно серьезные последствия и для внешней политики. Но повлиять на ситуацию могут в первую очередь Россия и Китай, полагает эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
— Интрига выборов была в борьбе между двумя кланами, кто будет формировать правящую коалицию в парламенте — клан Жээнбекова или клан местного олигарха с криминальным оттенком. Это две партии — «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». Они большинство голосов и получили. Но при этом совершенно были отринуты от участия в парламенте северные кланы. Это конфликт, который чреват в перспективе гражданской войной, потому что на север переехало большое количество южан в предыдущие годы. Это может быть война или может быть раскол.
— Выстоит ли Жээнбеков? Какие меры он сейчас может принять?
— У него сейчас есть одни канал спасения — это международное признание. Я думаю, что Россия, Китай, соседние страны — Казахстан, Узбекистан, конечно, будут поддерживать национальные власти и будут поддерживать его, по крайней мере политически. Я не говорю о какой-то реальной военной поддержке. Он будет опираться на это и на свое влияние на юге. Но его влияние уязвимо, потому что есть конкурент по всей этой кампании — клан Матраимовых.
На протесты в Киргизии пока отреагировал только Казахстан. Пресс-секретарь президента Токаева Берик Уали написал в Facebook, что казахстанские власти надеются на стабилизацию ситуации в соседней стране в соответствии с конституцией и ее законами.
Узбекистан ввел ограничения на въезд со стороны Киргизии после беспорядков в Бишкеке. Охрана усилена, погранслужба подчеркивает, что ситуация на границе стабильная.
Протесты в Киргизии в фотогалерее BFM.ru: