«Горбачев» пришел в Театр наций — на сцену и в зрительный зал
Режиссер Алвис Херманис поставил спектакль про президента СССР и его супругу Раису Максимовну. В ролях — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Почему это история не про политику и что о премьере думает сам Михаил Горбачев?
Читать на полной версииАлвис Херманис руководил репетициями дистанционно — не может приехать из Риги из-за коронавирусных ограничений. Авторы, похоже, торопятся, пока театры открыты. Билеты продают даже на прогоны. На один из них пригласили Михаила Сергеевича, не дожидаясь премьеры в середине октября. Он коротко рассказал ТАСС, что спектакль ему очень понравился и что за разрешением рассказать о его личной жизни обращались разные театральные и кинодеятели, в том числе из США, но он хотел, чтобы Раису Максимовну играла Чулпан Хаматова. Вот что про чету Горбачевых говорит сама актриса:
— Такой уровень отношений я встречала очень редко в жизни вокруг. Перестройка, это гласность, уважение другого мнения, была и внутри семьи тоже.
— В одном из интервью Михаил Сергеевич говорит, что он по природе человек радикальный, но его запомнили как человека компромиссного, его изменила Раиса.
— Не Раиса, вы неправильно поняли. Он говорит, что он человек радикальный и она человек радикальный. Его изменила политика. У Раисы было меньше ответственности, думаю, что она могла себе позволить себе быть радикальной, но внутри семьи. Рядом она была — ангел-хранитель, воин, бодигард, охранник его в каком-то душевном смысле. Человек, который не выдавал эмоции, но при этом переживала она намного сильнее, чем Михаил Сергеевич, как мне кажется. Она была образованная, тонкокожая, она не смогла пережить Форос, вообще не смогла потом восстановиться после многолетней травли. Абсолютно трагическая фигура.
Время от времени задумываешься, что, возможно, спектакль логичнее было бы назвать «Раиса». Все три часа на сцене только двое — он и она. Горбачева играет Евгений Миронов:
Евгений Миронов актер «Это какая-то планка и тяжелая, и необычная, потому что Михаил Сергеевич здравствует, живет, и так вот играть. Мне лично очень интересно исследовать, откуда взялся такой характер, благодаря которому мы все вошли в новую эпоху человечества и впервые услышали такие слова, как «свободы», «гласность» и «перестройка». Откуда этот человек родом, откуда у него такие черты характера, которые потом позволили проявлять себя и делать поступки, какие он делал. Из разных источников: из воспоминаний его в том числе, воспоминаний его соратников, недругов, Раисы Максимовны. Он вообще ввел в моду не скрывать отношения, если они существуют. Они пользовались каждой секундой времени, когда они вместе. Понятно, какова была трагедия, когда ее не стало, и как он сказал, что жизнь для него после этого закончилась. Мало того, он винит себя в том, что он положил ее жизнь на алтарь перестройки».
Спектакль начинается будто бы в гримерке. Миронов и Хаматова выходят в повседневной одежде, читают с листа. Словно идут с конца — с момента смерти Раисы Максимовны. А дальше оба актера, не покидая сцену, перевоплощаются в Горбачевых в молодости: сами наносят грим, переодеваются, перебрасываются репликами, ищут интонации, которые поначалу кажутся пародийными, но потом понимаешь, что эта самоирония была присуща семье Горбачевых.
Все происходящее — истории из жизни Микки и Захарки, так они называли друг друга дома. Политика — просто фон. Критика деятельности Горбачева — в виде рассказа анекдотов из народа. Много трогательных сцен и новых деталей, делится театральный критик Елена Смородинова.
Елена Смородинова театральный критик «В финале Евгений Миронов надевает пластическую силиконовую маску, похожую на грим, которая добавляет ему портретного сходства с Горбачевым. Большую часть ты видишь, как артист находит на сцене и интонации, и походку, и перевоплощается в своего героя; на твоих глазах такой зрительский спектакль про любовь. По интонации этот спектакль очень в ряду того, что делал Херманис. Несмотря на то что он прекрасно владеет русским языком, он все равно находится на некой дистанции относительно России. Мне кажется, эта дистанция позволяет режиссеру открывать какие-то важные вещи про природу загадочной русской души».
На октябрьские показы «Горбачева» на официальном сайте театра остались билеты только в партер — от 10 тысяч до 13 тысяч. А вот в ноябре еще можно попасть по демократичным ценам: балкон от 1,5 тысячи или амфитеатр — от пяти тысяч.