В ФРГ отметили 30 лет со дня объединения. Удалось ли Восточной Германии догнать Западную?
Церемония прошла скромно — не было ни концерта у Бранденбургских ворот, ни фейерверка. Как вспоминают этот день свидетели событий?
Читать на полной версииВ ФРГ 3 октября отметили главный государственный праздник в стране — 30 лет со дня объединения Германии. «Тише, чем того заслуживает событие» — так празднование юбилейной даты во время пандемии прокомментировала канцлер Ангела Меркель.
Тридцатилетие со дня объединения Германии ждали все немцы, но из-за коронавируса большинство официальных мероприятий пришлось отменить: не было ни концерта у Бранденбургских ворот, ни фейерверка. Вместо этого скромная церемония, даже не в Берлине, а в Потсдаме. Гостей было в пять раз меньше. Ангела Меркель призвала нацию «проявить мужество».
Через год после объединения Восточной и Западной Германии 3 октября 1990 года в новой единой стране для жителей западных земель ввели так называемый взнос солидарности. Он и по сей день составляет 5,5% от корпоративного и подоходного налога. В 2018 году взнос принес казне почти 19 млрд евро.
Но, несмотря на господдержку в течение 30 лет от крупнейшей экономики Европы, ни одна восточногерманская земля так и не сравнялась по уровню развития c cамой слаборазвитой землей Западной Германии. Ситуацию комментирует последний министр иностранных дел ГДР Маркус Мекель.
Вспоминает те дни и Людмила Рачицкая — 3 октября 1990 года в городе Кюлунгсборг на Балтике жена советского офицера родила дочь. Это был первый ребенок, рожденный в новой, объединенной Германии с восточной стороны.
«Я чувствовала себя звездой. Особенно после того, как написали в газете, что первым ребенком родилась дочь советского офицера. Роддом стоял на берегу моря, окна, двери были раскрыты, и даже во время процессов до родов не было ни одного доктора. Был объявлен выходной день, но крики и скандирование: «Горби, Горби!» можно даже было слышать. Горбачева так славили. И все восточные немцы верили в завтрашний день, им казалось, огромное счастье нахлынуло на них в те минуты. Все радовались. К этому дню мы тоже своеобразно готовились, нам объявили, что будет замена денег, и всем было приятно. Новые товары появлялись, западные, чего раньше и не видели на прилавках. Немцы стали более открытыми и стали говорить о том, что их ждет, ну а мы ждали чего-то нового, что будет происходить в мире».
Создать из восточногерманских земель «цветущие» через три-четыре года, как тогда обещал канцлер Гельмут Коль, так и не получилось. Здесь и 30 лет спустя ниже рождаемость и пенсии, а зарплаты иногда в два раза меньше, чем, например, в некоторых городах Баварии. Согласно последним опросам, 64% немцев считают, что разрыв между восточными и западными землями все еще слишком велик, чтобы можно было говорить о полном объединении.
Но власти пытаются найти новые ориентиры в развитии: сделать из Берлина немецкую IT-столицу или, например, привлекать нанотехнологии. Именно в земле Бранденбург Илон Маск строит свой первый и пока единственный завод Tesla в Европе.