Дональда Трампа лечат «Ремдесивиром» и антителами от Regeneron
«Regeneron — это фирма, которая давно занимается разработкой антител», — поясняет руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный. Что можно сказать о схеме лечения Трампа и доступно ли оно всем?
Читать на полной версииДональд Трамп по рекомендации врачей отправлен в военный госпиталь. Он проведет там несколько дней. Перед госпитализацией Трамп опубликовал в Twitter видео с благодарностью за поддержку. Выглядит он уверенно и бодро. Первая леди «остается в хорошем состоянии», у нее «легкий кашель и головная боль».
Положительный тест на коронавирус сдал и руководитель предвыборного штаба Трампа Билл Степьен. Об этом сообщают американские СМИ. Байден с женой не заразились. У них отрицательные тесты.
После того как у Дональда Трампа подтвердился диагноз, ему ввели дозу коктейля из антител фирмы Regeneron. Об этом пишет агентсво Bloomberg со ссылкой на лечащего врача американского президента. Кроме того, Трамп принимал комплекс витаминов, аспирин и препарат «Ремдесивир».
Последний скоро широко будет доступен и в России. Воспользуются ли этой схемой лечения врачи? Ситуацию комментирует директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-pharma «Однозначно то, что назначается президенту одной из крупнейших мировых держав, будет являться образцом для подражания как минимум в США. Не знаю, насколько будут ориентироваться российские врачи, у них достаточно большой собственный опыт лечения пациентов, и здесь образец в виде американского президента, наверное, не самый лучший авторитет. А что касается «Ремдесивира», насколько я знаю, сейчас идет процесс локализации производства этого препарата в России, он тоже будет доступен через какое-то время. О широком использовании препарата пока речи не шло. Когда препарат появится, когда врачи смогут с ним ознакомиться, с его характеристиками и свойствами, о чем-то можно будет говорить, пока такого опыта недостаточно».
«Ремдесивир» в 2015 году разработал совместно с Исследовательским институтом инфекционных заболеваний Армии США. В упрощенном порядке 1 мая 2020 года он получил разрешение для экстренного использования для лечения COVID-19. Его также применяют при лечении COVID-19 в Китае.
Весной 2020 года в разных странах проводились исследования «Ремдесивира». Результаты неоднозначные. Одни исследователи отмечали серьезные побочные эффекты, другие — неэффективность.
В сентябре ВОЗ назвала «Ремдесивир» единственным обнадеживающим противовирусным препаратом против COVID-19. Ранее стало известно, что США выкупили это лекарство на несколько месяцев вперед. По сути дела, это все реклама конкретного препарата, говорит генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков.
Николай Крючков генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Да, «Ремдесивир» — это один из потенциально имеющихся эффективных противовирусных, антиковидных препаратов. Препарат разрабатывается американской фармкомпанией, в США он уже применяется в рамках больших клинических исследований. Пока окончательных результатов нет. Ранние данные показывают, что препарат умеренно эффективен. Это означает, что у госпитализированных пациентов, у пациентов со среднетяжелым, тяжелым течением, скорее всего, эффект есть. Может быть, не очень выраженный, но тем не менее он есть. А окончательные данные мы получим только после завершения клинических исследований поздних фаз. Пока они не завершены. Производит его фактически одна фармацевтическая компания, стоит он недешево, в США он уже доступен ограниченно, в других странах, в подавляющем большинстве стран — нет. Здесь проблема доступа к этому препарату. Во многих странах мира, в том числе в России, используется другой препарат с другим активным веществом — «Фавипиравир», поэтому, если говорить глобально, сейчас именно противовирусных, антиковидных препаратов всего два. И тот и тот показывают примерно одинаковую, от слабой до умеренной, эффективность. Это не панацея — ни тот ни другой препарат. Если помните, также с Дональдом Трампом была связана история с хлорохином, который оказался скорее вредным, чем полезным, это очень важно понимать. То есть в данном случае сказать, что все срочно перейдут на это лечение, — вряд ли. По сути дела, это ведь демонстрация того, что препарат есть, он в доступе хотя бы на уровне президента, он работает, потому что специалисты, которые лечат президента, считают, что он работает. Тем не менее, поскольку в большинстве стран мира он все равно недоступен, говорить о его каком-то массовом применении просто физически невозможно, поскольку его нет».
Кроме препаратов Трампу также ввели инъекцию коктейля из антител фирмы Regeneron. Это не новый метод. Антитела уже давно создают искусственно. Их широко применяют при лечении онкологических заболеваний.
В данном случае антитела связываются с белками коронавируса и мешают ему попасть в клетки, то есть это аналог пассивной вакцинации. Но об эффективности говорить пока рано, продолжает руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный.
Илья Ясный руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures «Regeneron — это фирма, которая давно занимается разработкой антител, у нее огромный опыт в этом деле. Сотрудничает с компанией Sanofi по многим антителам, на рынке есть антитела, разработанные этой компанией, так что с этой точки зрения это один из ведущих разработчиков антител. Конкретно эти антитела сейчас находятся в клинических исследованиях. Буквально только что были опубликованы предварительные результаты этих исследований. Причем еще одна компания тоже опубликовала результаты по своим антителам, то есть сразу как минимум две разработки ведутся. Результаты пока очень предварительные, они не позволяют сделать точного заключения о том, что эти антитела будут помогать очень хорошо, но вроде они неплохие, то есть они снижают вирусную нагрузку. Насколько это позволит уберечь пациентов от попадания в госпиталь и на ИВЛ, пока еще не очень ясно, слишком мало исследований было. Их разработка началась практически сразу, как только был более или менее изучен коронавирус, то есть где-то в феврале-марте. Клинические исследования начались пару месяцев назад. Это лечение пока недоступно широкому кругу пациентов, и, насколько мне известно, Трампу их ввели в порядке исключительного случая, когда позволяется вводить препарат пациенту с его согласия с подписанием специальных бума за рамками клинического исследования. Пока нельзя говорить, эффективно это или нет, потому что они еще находятся в процессе исследований. То есть пока еще недоступна полная информация. Когда исследование будет закончено, может оказаться, что эти антитела в среднем эффективнее. Может оказаться, что практически никакой разницы нет с плацебо, и уж точно можно сказать, что они помогут не всем. То есть в группе пролеченных антителами тоже есть люди, у которых это практически никакого эффекта не окажет по разным причинам».
Сейчас в США клинические испытания проходят несколько вакцин против коронавируса. Это разработки компаний Moderna, Pfizer и AstraZeneca. Дональд Трамп заявлял, что вакцина от COVID-19 может быть готова в США к дню президентских выборов — 3 ноября.
Ранее глава администрации США по продуктам питания и лекарствам Стивен Хан в интервью изданию The Financial Times сказал, что, если выгода будет превышать возможные риски, он готов одобрить вакцину от коронавируса до завершения третьей фазы клинических испытаний.