Главе карельского отделения «Мемориала» Юрию Дмитриеву увеличили срок почти в четыре раза: вместо трех с половиной лет он получил 13 лет в колонии строгого режима по статье о сексуальном насилии над ребенком. Приговор ужесточил Верховный суд республики, рассмотревший жалобы на решение городского суда Петрозаводска.

Первое дело в отношении историка Дмитриева возбудили в 2016 году по анонимке, хотя закон это запрещает. Автор письма сообщал, что краевед и глава карельского отделения «Мемориала» фотографирует в обнаженном виде свою несовершеннолетнюю приемную дочь. В домашнем компьютере Дмитриева нашли папку с фотографиями девочки. Его обвинили в изготовлении детской порнографии. Потом к этому добавилось еще несколько статей УК.

В апреле 2018 года горсуд Петрозаводска оправдал Дмитриева по всем пунктам обвинения, кроме одного. За незаконное хранение оружия он получил два с половиной года и в том же месяце вышел на свободу, поскольку отбыл срок в СИЗО.

В июне того же года прокуратура и родная бабушка приемной дочки Дмитриева добились отмены оправдательного приговора. Интересно, что сначала девочка поддерживала приемного отца. Но после первого дела опеку над ней передали бабушке, и показания приемной дочери изменились. Точно не известно, что произошло: все слушания проходили в закрытом режиме, но факт остается фактом.

Второе дело было возбуждено по новой, более тяжкой статье УК: о сексуальном насилии над ребенком. Краеведа снова арестовали, и 22 июля этого года суд приговорил его к трем с половиной годам колонии строгого режима. Судья назначил наказание ниже минимального, применив статью УК, предполагающую возможность более мягкой кары с учетом ряда обстоятельств.

Приговор не устроил ни прокуратуру, ни адвоката главы карельского «Мемориала», ни потерпевшую сторону, которой была признана несовершеннолетняя приемная дочь Дмитриева. Правда, от ее имени действовала бабушка как новый опекун. Все обратились в Верховный суд Карелии, который рассмотрел жалобы в закрытом режиме. И увеличил срок Дмитриеву до 13 лет. Ужесточение приговора прокомментировал адвокат потерпевшей стороны Игорь Перов.

Игорь Перов адвокат «Можно сказать, что, с моей точки зрения, восстановился принцип социальной справедливости. То есть то, что мы увидели в городском суде, том, который вынес приговор, конечно, нас не удовлетворило, это можно точно сказать».

Адвокат Виктор Ануфриев, представляющий интересы Дмитриева, в заседании не участвовал. Он болен и находится на самоизоляции. Ранее юрист просил о переносе заседания. Суд заседание перенес, но одновременно назначил нового адвоката, на знакомство с многотомным делом у которого было всего несколько дней. Оперативно связаться с Виктором Ануфриевым Business FM не удалось, а назначенный адвокат сказал лишь, что, скорее всего, защита обжалует и этот приговор.

За несколько дней до заседания Верховного суда Карелии по делу Дмитриева в интернете появились фото, предположительно, из его личного архива. На них маленькая девочка без одежды. Ее лицо и интимные места закрашены. Утверждалось, что это приемная дочь Дмитриева.

Неизвестно, кто выложил эти снимки и действительно ли на них изображена его приемная дочь, но «Вести» посвятили этому четырехминутный сюжет. В нем фотографии называют шокирующими и вызывающими отвращение. Автор сюжета утверждал, что «интернет кипит от возмущения». Сам Дмитриев ранее объяснял, что делал фотографии приемной дочки в медицинских целях, чтобы показать органам опеки, что девочка развивается нормально. В 2017 году «Вести» также выпустили подобный сюжет.

По закону утечка не должна была повлиять на решение суда. Ситуацию комментирует адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.

Александр Забейда адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Сам по себе факт обнародования фотографий с целью создания волны общественного возмущения не чем иным, как попыткой давления на правосудие, назвать нельзя. К сожалению, в России такие попытки воздействия на суд, на мягкий приговор иногда приносят результат. Хотя нигде в уголовном или уголовно-процессуальном законодательстве не указано, что размер наказания может находиться в прямой зависимости от степени возникшего общественного негодования по тому или иному факту».

Ужесточение приговора в апелляции бывает, хотя и нечасто, добавил юрист. Но увеличение срока в четыре с лишним раза обычным делом назвать, наверное, сложно.

Если бы не последнее решение Верховного суда Карелии, 65-летний Юрий Дмитриев мог бы выйти на свободу уже в ноябре. Теперь он останется в СИЗО. Кроме того, оправдательный приговор по другим пунктам обвинения Дмитриева отменен, дело направлено на новое рассмотрение.

Сторонники главы карельского «Мемориала» считают ужесточение приговора несправедливым, говорит руководитель фракции «Яблоко» в Заксобрании Петербурга Борис Вишневский.

Борис Вишневский российский политолог, публицист, руководитель фракции «Яблоко» в Заксобрании Петербурга «Я считаю, те экспертизы, на основании которых даже и приговор первой инстанции был вынесен, липовыми, заказными и недобросовестными. Реальные экспертизы не были учтены при вынесении решений. Тем не менее даже решение суда первой инстанции давало Дмитриеву возможность в ноябре выйти на свободу. Но нет, спецслужбы не успокоились, им надо уничтожить Юрия Алексеевича, дискредитировать его и окончательно заткнуть ему рот. Поэтому все произошедшее — это не суд, это расправа, беззаконие, чудовищная несправедливость и желание свести с Дмитриевым счеты».

Юрий Дмитриев известен как один из открывателей крупнейшего места захоронений жертв политических репрессий в Карелии.

Накануне заседания почти 250 деятелей науки, культуры и искусства написали открытое письмо в защиту Дмитриева председателю Верховного суда Карелии. Подписанты, среди которых Константин Райкин, Константин Хабенский, Инна Чурикова и другие, просили в целях объективности передать апелляцию на рассмотрение суда любого другого региона. Суд не стал рассматривать это обращение. «Мемориал» уже сообщил, что намерен подать жалобу в ЕСПЧ на приговор главе своего карельского отделения.