В Нагорном Карабахе, где 27 сентября произошло самое серьезное с 1994 года обострение конфликта, не стихают бои. В Степанакерте с утра звучала сирена, предупреждающая о возможном обстреле города. Накануне власти непризнанной республики сообщали о том, что азербайджанские военные нанесли удары по столице Нагорного Карабаха и по другим населенным пунктам. О том, как сейчас живет город, Business FM рассказал Давид из Степанакерта.

— В городе света нет, людей нет на улице, тишина на улицах. Война.

— Бомбежки?

— Ну конечно.

— Ночью у вас воздушная тревога была?

— Не только ночью, а весь день.

— Прямо снаряды?

— Да, конечно. В основном это посреди дня, и ночью они бьют тоже. А что делать людям? Не знаю, у нас мужчины такие, они собираются идти на войну. Ну а женщины и дети плачут, они просто боятся, как и дети. У меня тоже подросток. Мне тоже страшно, конечно же, война же начинается. Ну, я помогаю своему народу, чем могу. У нас дух останется всегда.

Что касается позиций Армении и Азербайджана, каждая из конфликтующих сторон обвиняет противника в том, что он первым открыл огонь, и в том, что в Карабахе враг использует наемников из Сирии. И Армения, и Азербайджан говорят о больших потерях друг у друга. Речь и в том и в другом случаях идет о сотнях убитых. Объективных данных нет.

И в Баку, и в Ереване утверждают, что жертвы есть и среди мирного населения. Также стороны конфликта отчитываются о том, что им удалось уничтожить значительное количество единиц боевой техники противника. И те и другие выкладывают видео взрывающихся танков, сбитых беспилотников и так далее.

Когда, где и кем были сняты эти кадры, установить на сто процентов пока не представляется возможным. В Армении и Азербайджане введено военное положение. Азербайджан объявил частичную мобилизацию, Армения призвала из запаса всех офицеров, прапорщиков и рядовых до 55 лет. Но мобилизация как таковая в стране не нужна, сказал Business FM житель Еревана Арам.

«В основном 99% — это добровольцы, которые хотят идти. Мобилизации как таковой нет, там через военкомат все происходит. Очереди у военкоматов. Сегодня рассказывали, что ребята пошли добровольцами, чтобы пойти в Нагорный Карабах. Просто не было места, было 17 автобусов, остальные просто остались. Транспорта не было, чтобы туда идти. А что тут думать? Мы сражаемся за свое. Это не просто территория для нас».

Ровно о том же говорят и в Азербайджане. И о важности земель Нагорного Карабаха, и об огромном наплыве добровольцев. Вот что Business FM рассказала Аделя из Баку.

— Здесь все мирно, все хорошо. Единственное, что на землях Карабаха идут ожесточенные бои, но наша армия превосходит. Все нормально. Забираем земли свои и очень рады.

— Сегодня были сообщения о том, что частичная мобилизация в Азербайджане идет…

— Большинство идут добровольно. Этот день ждали давно, наша молодежь, и не только молодежь. Добровольцев очень много, народ настроен на окончательное решение этого вопроса. Без Карабаха наши мужчины не вернутся, как говорится.

В самом Нагорном Карабахе также очень много добровольцев. Вот что радиостанции сказал представитель одного из отелей в Степанакерте. Business FM позвонила туда, чтобы спросить, можно ли сейчас снять номер в этой гостинице.

— У меня сотрудники не приходят на работу.

— А почему?

— После этой бомбежки не убрано. Сегодня я позвонил нашему работнику, ее сына забрали в армию, она не может прийти.

— А его принудительно в армию забрали или как?

— Нет, добровольно.

— А многие сейчас у вас?..

— Мне 67 лет. Завтра я тоже пойду.

Как ранее заявлял изданию «Подъем» президент Союза армян РФ Ара Абрамян, добровольцы собираются не только в Армении. По словам Абрамяна, за одну ночь собрался список из 20 тысяч армян, готовых ехать воевать в Нагорный Карабах из России. Азербайджанская община Москвы по этому поводу готовит заявление в прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ России. В общине считают, что это похоже на организацию незаконного вооруженного формирования.

Во время прошлого обострения конфликта в июле этого года столкновения азербайджанцев и армян происходили в том числе и очень далеко от Нагорного Карабаха, например в Москве. В этой связи сейчас столичные власти предупредили обе диаспоры о недопустимости провокаций на фоне эскалации конфликта.

Вечером 28 сентября Ваграм Погосян, пресс-секретарь президента непризнанной республики Араика Арутюняна, заявил, что армия Карабаха сбила азербайджанский военный самолет. Подтверждений этой информации из других источников пока не поступало.

Тем временем правительство Армении, согласно введенному в стране военному положению, решило запретить выезд из республики всех мужчин старше 18 лет, состоящих в мобилизационном резерве.

Отличительной чертой нынешнего противостояния является то, что позицию Баку открыто поддерживает Анкара, предложив Азербайджану любую помощь. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, заявил, что Армения должна немедленно уйти с азербайджанских земель и что пришло время покончить с «оккупацией» этой территории.

При этом президент Азербайджана на видеоконференции с генсеком ООН отметил, что конфликт вокруг Карабаха должен быть урегулирован на основе резолюций Совбеза ООН. Ситуацию комментирует главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов.

— Эрдоган явно выступает как сторонник военного решения. Это очень нетипично для современного лидера европейского типа. Но поскольку Эрдоган перестал играть в западного лидера, в президента европейского типа, то он себе позволяет вещи, которые в Европе считаются формально неприличными. Хотя мы помним, что Европа отреагировала очень спокойно в свое время на силовое решение проблемы Сербской Краины. Европа ничего не смогла, еще не было единой Европы, но тем не менее ничего не смогла сделать с занятым Турцией Северным Кипром. Так что такие примеры военного решения затянувшихся конфликтов были.

— Насколько далеко может Турция зайти на практике?

— Я не думаю, что они пошлют напрямую войска, потому что мы не забываем, что Турция — член НАТО, военного союза. У Турции есть давняя привычка посылать свои войска за пределы собственных границ, но войны, армейские операции Турции за пределами собственных границ не подлежат действиям статей договора НАТО о взаимной помощи. Я думаю, что в критический момент, если Азербайджан вдруг начнет проигрывать, то есть отступать от нынешней линии разграничения куда-то еще вглубь, они даже могут, возможно, оказать им военную помощь. Но пока речь идет о моральной поддержке и, может быть, военно-технической.

— В общем и целом по конфликту: насколько долгим и серьезным может это обострение оказаться?

— Главный вопрос момента — это обострение или война? Если это обострение, то ситуация так или иначе разрешится в течение нескольких дней, как это и раньше бывало. Можно отметить в нынешней ситуации две вещи: во-первых, тяжелая техника, которая применяется в таком количестве. Сообщениям о потерях, пока они не проверены независимой стороной, верить невозможно. И второе соображение, что в Армении сменилась власть, она сменилась революционным путем, и, действительно, могли возникнуть определенные по этому поводу у Азербайджана надежды на то, что с новой властью удастся договориться. Может быть, она показалась Азербайджану слишком слабой, а нынешний момент подходящим, чтобы как-то силовое решение начать. Пока по масштабам это больше, чем обострение. Турция поддержала военное решение неожиданно откровенно. Но Турция — только один из игроков. Есть Россия, есть Соединенные Штаты, есть Европа. И они вряд ли будут поддерживать военное решение.

— На ваш взгляд, как Москве стоило бы сейчас себя вести в этой ситуации?

— С одной стороны, Москва, конечно, связана Договором о коллективной безопасности с Арменией, с другой стороны, связана договором безопасности именно с Арменией. Карабах как республика, как государство не признано даже Арменией. Только вчера в виде политической угрозы Армения поставила вопрос о признании Карабаха. Я уверен, что все, кроме Турции, в общем, склонны давить на обе столицы в сторону прекращения боевых действий.

Евросоюз заявил, что любое вмешательство извне в карабахский конфликт неприемлемо. Российский МИД также призвал всех внешних игроков проявлять сдержанность, отметив, что у конфликта в Карабахе может быть только мирное решение.

Дональд Трамп сообщил, что Вашингтон собирает информацию о ситуации в Карабахе, выясняя, можно ли добиться прекращения боевых действий. Китай призвал Ереван и Баку к деэскалации ситуации в Карабахе и диалогу. В ООН считают, что нужно допустить в зону конфликта мониторинговую миссию ОБСЕ.