Азербайджан хочет решить проблему Карабаха военным путем. Комментарий Георгия Бовта
«Для Москвы, которая не заинтересована в длительном затягивании нынешнего военного обострения, ситуация снова становится тестом на влиятельность на постсоветском пространстве», — говорит политолог
Читать на полной версииСитуация в непризнанной республике резко обострилась 27 сентября, после того как азербайджанская армия попыталась перейти в наступление вдоль линии разграничения. По утверждению Баку, это сделано в ответ на обстрелы с армянской стороны. Армения и Азербайджан обмениваются противоречивыми заявлениями о ходе военных действий, в которых задействованы танки, артиллерия и авиация.
Армянский премьер Никол Пашинян ввел в стране военное положение и объявил всеобщую мобилизацию. Азербайджан тоже ввел военное положение и комендантский час. В Баку призвали на службу резервистов и заявили о реквизиции частного автотранспорта для военных нужд.
МИД России призвал конфликтующие стороны немедленно прекратить огонь. Сергей Лавров провел телефонные переговоры с главами МИД Армении и Азербайджана. Состоялся разговор и с главой МИД Турции. Анкара расценивает ситуацию как агрессию со стороны Армении и заявила, что окажет Азербайджану любую запрашиваемую поддержку. Вечером Никол Пашинян позвонил Владимиру Путину. Как может развиваться ситуация дальше?
Нынешнее обострение ситуации в районе Нагорного Карабаха уже второе в этом году после июльского. В значительной степени его можно было предвидеть не только Турции, чьи журналисты чудесным образом сразу же оказались в районе боевых действий. Ситуация давно требует разрешения. Мирного варианта Минская группа ОБСЕ по Карабаху, существующая с 1992 года, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция, так и не придумала. Последние ее предложения касательно урегулирования, так называемые Мадридские принципы, датируются аж 2007 годом.
Предлагалось, в частности, начать с возвращения территорий вокруг Нагорного Карабаха, оккупированных Арменией, под контроль Азербайджана; предоставить Нагорному Карабаху временный статус, гарантирующий его безопасность; открыть коридор между Арменией и Нагорным Карабахом; будущее же Карабаха определить на основе юридически обязательного референдума. С тех пор переговоры, по существу, не продвинулись ни на шаг.
Недавно, правда, сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили конфликтующим сторонам «начать переговоры без предусловий». Однако на это даже не последовало никакого внятного ответа ни от одной из сторон. Не было никакой ясности и относительно судьбы прошлых наработок Минской группы. Похоже, ее работа окончательно зашла в тупик, в том числе ввиду неспособности сейчас Москвы, Парижа и Вашингтона хотя бы о чем-то договориться в принципе.
И Баку, и Ереван предпочли в этой ситуации возобновить военные действия. Причем, в отличие от прошлых обострений, готовность вмешаться в конфликт вполне серьезно выражает Турция, президент которой Реджеп Тайип Эрдоган в своей недавней речи перед Генассамблеей ООН обрушился с резкой критикой на Ереван, призвав к «скорейшему разрешению конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана».
Еще в 2008 году Генассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой Карабах был признан частью именно Азербайджана. Правда, тогда все три страны — сопредседателя Минской группы голосовали против нее. В то же время Нагорный Карабах не признан никем в мире ни независимым государством, ни тем более территорией Армении. Сам Ереван до недавних пор воздерживался от признания независимости этой территории, но теперь, похоже, дозреет до этого решения. Армения уже давно настаивает на том, чтобы представители Карабаха сели за стол переговоров в рамках той же Минской группы на равных, что отвергал уже Азербайджан.
Россия не раз успешно выступала посредником при обострениях вокруг Карабаха в обход Минской группы. Именно при посредничестве Москвы в мае 1994 года было заключено бессрочное соглашение о прекращении огня. Она же сыграла решающую роль в том, чтобы погасить последнюю вспышку в июле.
И сегодня Москва по-прежнему имеет рычаги влияния как на Ереван, так и на Баку. И при этом обеим странам продает достаточно большое количество вооружений. Армения является также членом ОДКБ, на ее территории находится российская военная база. Однако ситуация в Нагорном Карабахе не подпадает под действие Договора о коллективной безопасности, поскольку он не является частью Армении и речь не идет в данном случае о ее территориальной целостности.
Со своей стороны, Азербайджан, который успел провести после июльского обострения масштабные военные учения с Турцией, мог счесть, что нынешняя ситуация на фоне пандемии, кризиса в Белоруссии и прочих международных неурядиц — подходящее время для того, чтобы добиться перевеса в давнем территориальном споре в свою пользу с помощью военной силы, опираясь на политическую поддержку Анкары.
По крайней мере, можно вновь попытаться освободить от армянской армии пять азербайджанских районов, примыкающих к Карабаху. Президент Азербайджана Ильхам Алиев со своей стороны уже заявил, что пора покончить с проблемой Нагорного Карабаха.
Баку все последние годы уделял большое внимание военному строительству, финансируя его за счет высоких нефтегазовых доходов. Согласно международному рейтингу военной мощи Global Firepower Index на текущий год, республика находится на 63-м месте среди 138 стран, опередив такие страны, как Сербия, Австрия и Португалия. Соседние Грузия и Армения заняли в нем соответственно 93-е и 112-е места. Для сравнения: Украина заняла 27-е место, Россия — второе после США.
Для Москвы, которая не заинтересована в длительном затягивании нынешнего военного обострения, ситуация снова становится тестом на влиятельность на постсоветском пространстве. Если удастся относительно быстро добиться прекращения огня с помощью дипломатии, это позволит избежать опасной игры на повышение ставок с непредсказуемыми военно-политическими и экономическими последствиями.