Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил агентству Reuters, что РФ не будет пытаться снять с себя ответственность за потенциальные побочные эффекты при экспорте препарата, в отличие от зарубежных конкурентов.

«Россия настолько уверена в своей вакцине, что не просила полного освобождения от ответственности за риски. И это главный фактор, отличающий ее от любой западной вакцины», — сказал Дмитриев. Он также отметил, что риски, связанные с возможной необходимостью выплачивать компенсации, его не беспокоят, так как в случае с российской разработкой существует «проверенная платформа»

По словам главы РФПИ, все западные разработчики просят от импортеров полной защиты от юридических рисков. Например, в США, как отмечает Reuters, ответственность за возможные риски, связанные с вакциной, полностью возложена на власти, что защищает разработчиков вакцин. В контрактах об экспортных поставках российской вакцины ответственность будет распределена между обеими сторонами. Насколько необычным можно назвать такой подход? Комментирует директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Учитывая, что препарат новый для мирового фармрынка, конечно, пользователи будут стремиться максимально переложить ответственность за любые возможные проблемы с препаратом на компанию-производителя. Это серьезный шаг. Действительно, если компания идет на такие условия, она должна быть очень серьезно уверена в том, что этот препарат окажется безопасным. Компенсация будет определяться судебным порядком. О какой-то практике сложно говорить. Все зависит от того, как будут развиваться обстоятельства и насколько серьезные возникнут побочные эффекты, если они возникнут. Хочется надеяться, что ничего такого не будет».

Одной из причин готовности России взять на себя финансовую ответственность, связанную с экспортом вакцины, может быть направление перспективных поставок. Российский препарат пока не особенно ждут на Западе, зато среди потенциальных покупателей есть Индия и Бразилия. Если говорить уклончиво, в этих странах сравнительно меньше риски существенных правовых последствий.

Размерами гипотетической компенсации тем не менее не следует пренебрегать, даже если вакцина на самом деле будет полностью безопасной, говорит генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков.

Николай Крючков директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Если брать ту же самую Бразилию, о которой, как я понимаю, в первую очередь идет речь, то там практика групповых исков есть. Да, суммы компенсации там совсем не такие, как в США, но если мы поставим сейчас в один из штатов 50 миллионов доз, это очень большое число. Если будут какие-то редкие побочные эффекты, даже всякие события, которые напрямую могут быть и не связаны с самой вакциной, то тем не менее такие иски возможны. Никто не исключает решений в пользу истцов в этих судах. Даже если вакцина настолько безопасна, как об этом сейчас заявляют наши разработчики и экспортеры, то это вовсе не значит, что суды в ряде случаев не могут присудить денежную компенсацию за якобы возникшее серьезное нежелательное явление по причине применения нашей вакцины».

Наконец, смелое решение российских разработчиков могло быть вынужденным. В беседе с Reuters Дмитриев говорил о том, что Россия не будет требовать от импортеров «полного освобождения от ответственности», но на уточняющий вопрос о том, будет ли ответственность частичной, в РФПИ отвечать не стали.

Власти бразильского штата Баия, куда Москва планирует поставить 50 миллионов доз препарата, прямо заявили агентству, что всю полноту ответственности будет нести Россия. Если это так, возможно, западным разработчикам просто хватает авторитета и пиар-потенциала, чтобы убедить импортеров взять риски на себя, а российским — пока нет.