Сидеть за других. Суд арестовал экс-руководителя Межпромбанка Марину Илларионову
Топ-менеджер успела поруководить банком всего два месяца, и было это десять лет назад. Но она подписала документы, благодаря которым из «Межпрома» вывели десятки миллиардов рублей
Читать на полной версииСуд арестовал бывшего руководителя Межпромбанка Марину Илларионову, об этом сообщает «Коммерсантъ». Илларионова целых два месяца трудилась главой исполнительной дирекции — так в «Межпроме» называли правление, то есть, по сути, была руководителем банка вплоть до его краха в октябре 2010 года.
Соответственно, ее подпись решала все. И она расторгла договоры залога по кредитам, то есть должникам банка вернули их собственность, которая была обеспечением по займам. Ну а когда банку нечего у тебя забрать, то кредит в принципе можно и не отдавать. Что и произошло.
Марина Илларионова свою вину отрицает. Она утверждает, что выполняла распоряжение владельца банка Сергея Пугачева. Причем в «Межпроме» он никакой должности не занимал, то есть распоряжение было неформальным. С одной стороны, она могла не выполнить этот приказ. Банк — не армия, там присягу не дают, хотя могут уволить без выходного пособия. С другой — все-таки нужно много раз подумать, прежде чем подписывать такие документы, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «А если бы ее руководитель сказал: «Давайте возить наркотики, я говорю тебе это как руководитель, делай это». Любому менеджеру в банковской, финансовой сфере надо десять раз думать о том, что он не понимает, особенно когда он понимает, что это не совсем законно. Да, может быть, на момент заключения она не знала, будут ли убытки и является ли это преступлением. Но это пробелы в принципе у нас в классификации уголовных преступлений в сфере экономики. Грань между гражданскими сделками, доведением до банкротства и уголовным преступлением подчас очень и очень жиденькая».
Последний тезис подтверждают и другие примеры. Знаменитое «московское кольцо» банков и принадлежащих им пенсионных фондов. Банкиры брали пенсионные деньги и кредитовали ими другие свои проекты. Например, покупали дорогую недвижимость в Москве. И до некоторого времени в этом ничего противозаконного не было.
А потом ЦБ закрутил гайки. Вот только проблема оказалась в том, что деньги уже взяты и возвращать их не хочется. Правда, некоторые банкиры все-таки договорились с ЦБ: Михаил Гуцериев, в чью империю когда-то входил Бинбанк, заключил второе мировое соглашение с «Трастом» и «Открытием», которые сейчас принадлежат Центробанку.
А вот бывший основной собственник «Открытия» Вадим Беляев, видимо, предпочел другой путь и покинул родину. Как и Сергей Пугачев, обосновавшийся во Франции. «Коммерсантъ» пишет, что бывший руководитель Межпромбанка Илларионова тоже скрылась. Но потом ее все-таки задержали в России.
И у следствия позиция железная: человек на таком посту не мог не понимать, что он делает и каковы могут быть последствия, особенно когда речь идет о выводе десятков миллиардов рублей. Ситуацию комментирует главный редактор банковского портала Finnews.ru Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru «Она проходила какие-то ступени. Она была в курсе, как проводятся те или иные операции, понимала физический смысл той или иной конкретной операции. Она должна это понимать на такой должности интуитивно, даже если она полностью не разбиралась в схеме, то она должна была интуитивно понять, что здесь что-то не то. Это «не то» может рано или поздно обернуться уголовным преследованием. Да, в 2010 году Пугачев был силен, возможно, это ее успокаивало».
Кстати, трудовая биография Марины Илларионовой сама по себе интересна. Как писали «Ведомости», до того как прийти в Межпромбанк, она работала в маленьком региональном банке в Иванове. Этот банк занимал в рейтинге 971-е место. И у него был всего один филиал — в Махачкале.
И тут неожиданный взлет в карьере — сразу возглавить «Межпром», который тогда входил в топ-30 крупнейших банков. Правда, возглавить всего на два месяца. Но за это время менеджер успела подписать самые главные документы в своей жизни, за что теперь может получить до десяти лет тюрьмы. Классический случай, описанный в литературе. Зицпредседатель Фунт сделал из этого профессию — сидеть за других.