Что именно опубликовали журналисты об операциях российских бизнесменов в мировых банках?
Международный консорциум журналистов-расследователей обнародовал данные финразведки США. Правда, речь там идет о делах давно минувших дней. Deutsche Bank назвал опубликованные сведения «историческими темами»
Читать на полной версииМеждународный консорциум журналистов-расследователей опубликовал данные финразведки США о «подозрительных операциях» российских бизнесменов в крупнейших мировых банках. В расследовании упоминаются громкие фамилии российских персон.
Правда, речь там идет о делах давно минувших дней и, в общем-то, давно уже известных. Например, виолончелист Сергей Ролдугин фигурировал еще в «Панамском досье». Сейчас стало известно, что компания, которая может быть с ним связана, десять лет назад получила от кипрского офшора сумму, близкую к миллиону долларов. Много ли ценности в этой информации? Вряд ли.
О том, что братья Ротенберги в обход санкций за 7,5 млн долларов купили картину бельгийского художника, в американском сенате заявили еще летом. Сейчас стало известно лишь то, что деньги, возможно, переводили через британский Barclays. Или данные про транзакции, связанные с Олегом Дерипаской. Оказывается, он еще с конца 1990-х проводил деньги через Bank of New York. Это просто еще одна деталь к истории «нежных» отношений Олега Владимировича и американских властей.
Понятно, что банки стараются отследить все подозрительные операции. Но им может не понравиться в принципе любая проводка денег, например в адрес офшора. О критериях финансовых офицеров рассказывает главный редактор издания «Важные истории» (это российский партнер расследования) Роман Анин.
Роман Анин главный редактор издания «Важные истории» «Если эта транзакция осуществляется людьми, про которых писали или которые упоминаются в контексте уголовных дел, тогда она точно проверяется на криминальность. Либо у этих транзакций отсутствует какая-то понятная экономическая природа. Другой красный флаг, который сразу же наводил на мысль офицеров банков о том, что здесь что-то подозрительное, — это, естественно, если компании были зарегистрированы в офшорной зоне. Еще один флаг, который нас касается в большей степени, — это если транзакция осуществляется людьми, которые относятся к категории политически значимых персон».
Когда журналисты-расследователи опубликовали данные американской финразведки, рынки отреагировали незамедлительно. Упали акции упомянутых в публикации банков — Deutsche Bank, Barclays, HSBC и других. Это скорее нервная реакция. Тот же Deutsche Bank справедливо назвал опубликованные данные «историческими темами», которые уже давно расследованы.
В похожем ключе выступили и немецкие власти. Но это касается громких случаев. А вообще, происходит все примерно так. Банки изучают транзакции и при малейшем подозрении отправляют данные регуляторам, чтобы они не наказали их за помощь в финансовых преступлениях. И все эти отчеты мертвым грузом висят в компетентных органах, говорит основатель digital-банка 3S Money Иван Жизневский.
Иван Жизневский основатель digital-банка 3S Money «Очевидно, в 99% случаев никто даже не возвращается в банк и не спрашивает, а действительно там есть такая подозрительная активность? Тем самым реальные преступления замыливаются, их просто невозможно определить и найти в этом ворохе бумаг. А банкам так проще, они снимают с себя всякую ответственность. Эти репорты касаются не только транзакций, связанных с Россией и санкциями, там все виды мошенничества и преступлений, полный букет».
Журналисты издания BuzzFeed получили секретные файлы еще три года назад. Почему утечку опубликовали сейчас? Можно предположить, что специально к выборам в США. В публикации ведь идет речь и об операциях, связанных с ныне сидящим в тюрьме Полом Манафортом, который некогда руководил избирательной кампанией Трампа. И возможно, американские власти еще отреагируют.
Но важно еще не забывать, что это данные разведки при американском Минфине. То есть США и так все обо всех знают. И в нужный момент могли бы и сами все опубликовать. Возможно, такой момент по каким-то причинам наступил именно сейчас.